Оксана Косенкова
Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о соли. Изучение её свойств.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
2. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значения в жизни человека.
3. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
4. Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
5. Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру
Публикация «Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
6. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное внимание, развивать речевой слух, речевое внимание, развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать мелкую моторику.
7. Развивать логическое мышление, внимание, память. Предварительная работа:
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?».
2. Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
3. Рассматривание гербов разных городов, на которых есть изображение соли.
4. Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
5. Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
6. Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
«Окрашивание соли в разные цвета».
7. Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, шерстяная нитка с
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла посылка, чтобы узнать, что в ней я предлагаю вам отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это соль. Как вы думаете, что такое соль? (выслушать ответы детей и обобщить) Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди
употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт.
Я открываю посылку, а там три вида соли (каменная, поваренная и морская и видеописьмо с обращением от детей группы «Незабудка»)
Письмо: «Здравствуйте, ребята группы «Капелька».
Видео вопросы от малышей:
- Скажите, какого цвета соль?
- Имеет ли соль запах?
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей)
- Какая машина собирает соль? (Ответы детей)
- Где и как используют соль? (Ответы детей).
-Применяют ли соль в медицине? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о свойствах соль я предлагаю вам на время стать исследователями и пройти в нашу лабораторию. (Дети одевают белые халаты и шапочки).
- Какие правила работы в лаборатории вы знаете? (Ответы детей)
Перед началом опытов напоминаю инструкции по безопасности при проведении опытов; При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не пробовать, не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы она не попала в них.
Проводятся опыты:
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Если мы с вами посмотрим на соль.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (ответы детей) Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте ее рассмотрим в увеличительное стекло. Мелкую и крупную соль. - Что вы видите? Какой вывод делаем?
Вывод: Соль состоит из маленьких кристаллов.
Воспитатель: а теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Дети проделывают опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Взяли прозрачный стакан с водой: Поместили соль в воду. Что с ней произошло? Значит, какой можно сделать Вывод?
Вывод: Взаимодействуя с водой соль растворяется.
Воспитатель: А теперь проделаем еще опыт.
Опыт № 3: «Соль в горячей и холодной в воде».
Взяли два прозрачных стакана; один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. В какой воде соль быстрее растворилась? Как вы думаете, почему? (Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее).
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Проводится опыт № 4: «Плавающее яйцо».
Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки, хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо – оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду – яйцо оказалось где – то посередине банки.
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Проводится опыт № 5 : «Хрустящая соль».
В тарелочку насыпали соль и нажали на нее сухой ложечкой, при этом был слышен хруст, словно шагаем по снегу.
- Какой вывод можно сделать?
- Чем можно объяснить хруст?
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. При нажатии на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Воспитатель: Хорошо поработали, я сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю принять участие в физкультминутке и наших гостей, а наша медсестра проверит ваше состояние здоровья. (Ребенок одевает шапочку доктора)
Физкультминутка проводится ребенком
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна,
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Воспитатель: Молодцы, маленько отдохнули. Я предлагаю провести последний опыт № 5 : «Выращивание кристаллов».
В баночку с теплой кипяченой водой, насыпали соль и поместили в банку шерстяную ниточку
Вывод: Результат этого опыта будет не сразу, мы поставим наши баночки и будем наблюдать за тем, как будут появляться кристаллы соли на ниточке.
И закончить наше приятное общение хочется
пожеланиями друг другу. У меня есть соль разного цвета, которую мы с вами сами сделали. Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание, и чтобы это пожелание сбылось – высыпаете соль в волшебный сосуд.
(Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую
цветную соль в сосуд).
Воспитатель: - Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами, и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!
(Каждый вывод фиксируем в таблице)