Ирина Новикова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Расскажем Мишке, что такое снег» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами снега, через опытническо-экспериментальную деятельность.
Задачие: Формирование понятия о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий); устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате); развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом, умение использовать в беседе накопленные знания, полученные, в том числе, через чтение художественной литературы. Развитие произвольного внимания, умения действовать по словесной инструкции взрослого. Воспитание отзывчивости, доброты, любви к природе, культуры общения в процессе совместной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Расскажем Мишке, что такое снег“ в младшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты со снегом и льдом
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Предшествующая работа: Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», беседа по содержанию, наблюдение за снегом на прогулке, беседа о временах года, рассматривание иллюстраций о зиме и зимних явлениях, просмотр слайдовых презентаций про зиму и снег,
Оборудование: Для опытов: Лупы и блюдечки со снегом на каждого ребенка, салфетки для рук.
Для воспитателя: ноутбук или интерактивная доска, записанное видеописьмо, видеофизминутка, камера или телефон для сьемки занятия.
Ход занятия : Создание проблемной ситуации
Воспитатель сообщает детям о том, что на электронную почту пришло письмо (выводит его на интерактивную доску, чем привлекает внимание детей). Оно от медвежонка. Спрашивает: Хотели бы вы узнать, что он написал нам? Хотите, прочтем его вместе? (Да) открывает видеописьмо, в котором медвежонок (взрослый в костюме медвежонка) говорит:
«Здравствуйте, милые Любознайки! Узнал я, что вы весёлые, любознательные и смышлёные. Я тоже такой и хочу вам загадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это? (Снег)
Ребята, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»
Воспитатель закрывает видеописьмо и обращается к детям: Вы согласны помочь медвежонку, хотите? Сможете? Как мы можем помочь медвежонку? (нарисовать снег, сделать поделку со снегом, аппликацию выполнить, рассказать о снеге) Как вы думаете, почему Мишка – топтыжка не знает, что такое снег? (Он зимой спит). Воспитателю нужно подвести детей к тому, что раз медведь спит, то нужно снять на видео наше занятие и отправить медвежонку. Он проснется весной, посмотрит наше видеописьмо и узнает, что такое снег. Заручиться поддержкой детей и их согласием. Предложить детям попросить нам помочь, снять видео для медвежонка, младшего воспитателя группы Анну Сергеевну (дети просят и она любезно соглашается помочь).
Воспитатель: Ребята, а когда бывает снег? (Зимой). Сейчас какое время года наступило? Как вы определили (по каким признакам, приметам ( дети перечисляют: стало холодно, идет снег, день короче-ночь длиннее, птицы улетели в теплые края, люди одеваются теплее. …а еще мы читали рассказ Л. Воронковой «Снег идет», в котором рассказывается как приходит зима и какой он). Вопрос: А где мы можем увидеть снег?
ИКТ технология «Хоровод» (дети стоят в кругу и отвечают на вопрос воспитателя, не повторяя ответы друг друга) (на улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, на полях, в лесу, на кустах… снег везде).
Вы молодцы, много знаете о снеге, думаю, что медвежонку будет очень интересно смотреть наше видео, продолжим рассказывать медвежонку про снег?
Воспитатель приглашает детей пройти за столы, на которых разложены: тарелочки со снегом, лупы на каждого ребенка.
Пальчиковая гимнастика перед проведением опытов:
Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Воспитатель спрашивает, что вы видите на своих столах? (снег, лупы). Предлагает провести с этим оборудованием опыты:
1. Опыт «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать? (Надо понюхать) Имеет запах?
Вывод: Снег не имеет запаха.
2. Опыт «Какого цвета снег?»
Воспитатель предлагает посмотреть на снег и сказать какого он цвета? (снег белый)
Вывод: Снег белого цвета.
3. Опыт «Из чего состоит снег?»
Воспитатель: Как узнать, из чего состоит снег? Возьмите лупы и рассмотрите. (снег состоит из мелких кристалликов, это снежинки)
Вывод: Снег состоит из мелких снежинок.
4. Опыт «Звучит ли снег?» (издает ли он звуки)
Воспитатель: Как узнать издает ли снег звуки? Давайте пальчиками будем нажимать на него и слушать. Что вы слышите? Или не слышите? (снег скрипит) Почему (ломаются снежинки и хрустят)
Вывод: Снег хрустит, это ломаются снежинки при надавливании или когда наступаем на него.
5. Опыт «Определение температуры»
Воспитатель: Какой еще бывает снег? Предлагает потрогать снег руками. Какой он? (холодный)
Вывод: Снег холодный.
6. Опыт «Почему снег тает?»
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на тарелочки со снегом. Что они там наблюдают? Откуда взялась на блюдечках вода? (снег тает и превращается в воду) Почему так происходит (потому что в помещении тепло, и снег тает, а на улице холодно, и там он не тает).
Вывод: Снег в теплом помещении тает и превращается в воду, а на улице холодно, поэтому там он не тает зимой.
Похвалить детей и обобщить знания на основе проведенных опытов: снег белый, не имеет запаха, холодный, состоит из снежинок, кристаллов, хрустит, когда на него наступают, тает в тепле и превращается в воду).
Видеофизминутка «Лепим ком большой»
Ссылка на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=LAS35_Q7CNA&ab_channel=SuperParty
Рефлексия: Чем мы сегодня занимались на занятии? (изучали снег) Для чего или кого мы это делали (для медвежонка, который не знает, что такое снег, потому что в это время крепко спит) Что нового узнали? (что снег белый, не имеет запаха, холодный, состоит из снежинок, кристаллов, хрустит, когда на него наступают, тает в тепле и превращается в воду). А получившееся видео, мы отправим по почте мишкам в лес, они весной проснутся и обязательно его посмотрят). С кем мы можем еще этими знаниями поделиться? (с родителями, братьями и сестрами, детьми других групп)
Спасибо за занятие!