Айгуль Турмухамбетова
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Существует ли твердая жидкость» в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сказка»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Направление деятельности : познавательное развитие
Тема: «Существует ли твердая жидкость?»
Возрастная группа : подготовительная группа
Подготовила : Турмухамбетова. А. Е
Воспитатель 1 категории
Подготовительной группы
п. Домбаровский,2015 год
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Существует ли твердая жидкость“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Существует ли твердая жидкость?»
Тема: «Существует ли твердая жидкость?»
Возраст детей: 6 лет.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель: Создать необходимые условия для знакомства детей с частицами тел – молекулами, с необычными свойствами неньютоновской жидкости.
Задачи: 1. Систематизировать знания детей о свойствах веществ. 2. Стимулировать их самостоятельность и активность. 3. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей. Методы и приемы: Словесные: рассказ, беседа. Наглядные: видеоролик, рисунки с изображением молекул воды в разных состояниях. Практические : физминутка, проведение эксперимента с неньютоновской жидкостью. Предварительная работа: игры с водой, наблюдение за дождем, льдом, снегом, беседы о воде, о состояниях воды, о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Вода». Словарная работа: обогащать словарь новыми словами ученый физик И. Ньютон, молекула, неньютоновская жидкость, кристаллическая решетка, крахмал, изобретатели, изобретение. Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность. Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные. Оборудование для занятия : компьютер, проектор, экран, подключение к интернету; портрет физика И. Ньютона, газета с изображением Пина. Оборудование для проведения опытов : одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, крахмал, вода, ложечки для размешивания. Ход занятия : I. Организационный этап. Мотивация. - Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им вместе с вами. А как это сделать? Да очень просто, я дарю вам улыбку, и вы улыбнётесь мне в ответ! Недавно увидела газету с необычной статьей. (демонстрирую газету) - Кто сможет прочитать, о чем статья? Один из детей читает вслух: «Пин изобрел твердую жидкость». - И что же это получается? Разве такое может быть? II. Этап актуализации имеющихся знаний. Давайте вспомним, какие состояния могут быть у веществ? Дети называют состояния: твердое, жидкое, газообразное. - Верно, молодцы! А почему вода может менять свои состояния? Из чего она состоит? (ответы детей). III. Этап получения новых знаний. 1. Что такое молекула? - Вода состоит из маленьких частиц, а называются они молекулами. Одну из таких молекул я решила пригласить к нам в гости. - Здравствуйте, дети! Зовут меня Молекула. Я – самая мелкая частица тела, которую не разглядишь простым глазом. Мы, молекулы, все разные. У нас разный характер и разная форма. Хотите, я познакомлю вас со своими подружками, с разными молекулами? А принесла я вам три коробочки. Что там находится, вы должны отгадать! Загадка:
Прозрачная, как стекло, а не вставишь в окно. (открывает первую коробку и показывает детям лед) -Что это такое? - Это лёд. -Что такое лёд? (это вода в твердом состоянии.) -А как же уживаемся, мы, молекулы в таком кусочке? (на столах у детей лежат три рисунка с молекулами в разных состояниях воды). Молекула: Дети, внимательно посмотрите на рисунки, на которых изображено, как уживаются молекулы в разных состояниях воды. Подумайте и решите, какой рисунок подойдет к твердому состоянию воды. (дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.) (молекула благодарит детей за ответы и озвучивает правильный ответ.) Молекула: Посмотрите, как здесь молекулы крепко держатся за руки и стоят все точно по порядку! Такой порядок называется кристаллической решеткой. Молекулы льда похожи на солдат – стоят так плечом к плечу, крепко держатся за руки и все такие серьезные и строгие. Каждая молекула на своем месте, никто не толкается, все тихонько покачиваются на месте. Всем очень холодно и резвиться не хочется. - Настало время открыть вторую коробку. Загадка: Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. (молекула демонстрирует стакан с водой) - А какой рисунок подойдет к жидкому состоянию воды? (дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.) Видите, здесь молекулы находятся в жидком состоянии.
Едва лишь появятся первые солнечные лучи, сонные молекулы разминаются и прихорашиваются, встречая самое замечательное время года - время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправляются в увлекательные путешествия. Они уже не такие серьезные, как в твердом теле, хотя они такие же дружные, держатся за руки, но не крепко. И все прыгают с места на место, никто не остается в покое! У нас осталась третья коробка. Подумайте, что может быть спрятано в ней. (Дети могут догадаться о третьем состоянии воды и назвать пар.) Открывается коробка и приоткрывается крышка термоса с горячей водой! Дети видят пар. Молекула: Как здесь живут молекулы (дети находят нужную картинку) Вы видите вокруг много девочек и мальчиков. Они разных форм круглые, вытянутые, угластые, и разных цветов – прозрачные, синие, зеленые и всякие другие. Все они летали, смеялись, толкались и врезались друг в друга и в окружающие предметы. Спросите, почему они такие сумасшедшие? Потому что это молекулы газа, они всегда такие веселые, они очень любят летать по воле ветра. Здесь очень жарко, а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными и могут даже подраться! Воспитатель: Что же с ними теперь делать, как их разнять? Молекула: Их надо отнести в тень, там прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными. Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся. Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию. (молекула прощается с детьми и уходит) Физминутка: Детям предлагается поиграть в молекул. При команде «Лед», дети стоят на месте, не шелохнувшись, крепко держась за руки. При команде «Жидкость» дети совершают прыжки с места на место. При команде «Пар» бег на месте. 2. Что такое неньютоновская жидкость? (детям предлагается посмотреть видеоролик из интернета.) Вам интересно узнать, что же все-таки за твердую жидкость изобрел Пин? Мне тоже! Я такая любопытная, что не удержалась и позвонила в студию Смешариков. И Нюша раскрыла мне секрет, рассказала рецепт! И вот, смотрите, что у меня получилось. (демонстрация неньютоновской жидкости.) Эта жидкость уникальна тем, что по ней можно ходить, бегать и прыгать, оставаясь на поверхности. Свое название она получила от того, что противоречит законам физика Ньютона. Такая жидкость не поглощает предмет, если он находится в движении. 1 опыт: Создание неньютоновской жидкости. А вы хотите попробовать создать такую же жидкость? Мы с вами становимся изобретателями - исследователями и начинаем работать в нашей лаборатории. А кого можно назвать изобретателями? Исследователями? Дети пробуют смешивать воду с крахмалом, получают неньютоновскую жидкость. (в случае неудачи создания жидкости, учитель может заранее приготовить необходимое количество данной жидкости.) Демонстрирую поведение неньютоновской жидкости. Скатываю шарик и показывает, как он растекается. 2 опыт: Эксперименты детей с неньютоновской жидкостью. Затем жидкость предлагается детям для самостоятельных экспериментов. По ощущениям, если медленно водить рукой, то обычное молоко или сгущёнка. Если катать в руках, то просто пластилин. При быстром движении либо сильно густая, либо жёсткая (когда она жидкая, то глянцевая, при движении матовая.) V. Рефлексия. - Ребята, вам понравилось изобретение? Я всегда считала, что Пин замечательный изобретатель. Чтобы вы хотели изобрести? А сейчас мы проведем голосование и узнаем, что больше всего вам понравилось на занятии : 1. Рассказ молекулы 2. Создание жидкости 3. Опыты с ней 4. Просмотр видеоролика. (дети прикрепляют картинки жестов под нужной цифрой на доске.)