Ольга Зазулина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
«Осень» в старшей группе
Программное содержание:
1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
2. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей.
3. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
умозаключения.
5. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб).
Листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку, ноутбук
Демонстрационный материал:
Осенние иллюстрации : «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
Презентация «Лесные животные» (белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).
Аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Осень».
Словарная работа: Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая, урожайная, дождливая и др
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел гость, но он захотел, чтобы вы его отгадали, по наводящим вопросам. Я могу отвечать на ваши вопросы только «Да» или «Нет», а вы можете задавать мне «умные вопросы». Дам подсказку: это сказочный герой, любознательный, проказник, но добрый малый.
Игра «Да-Нетка» (дети задают вопросы и отгадывают имя гостя)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы такие умные, узнали меня, значит, вы сможете мне помочь. Мне Мальвина прислала письмо с загадкой, а я не могу ее отгадать, ведь в школу я не ходил, теперь очень жалею.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? (ответы). Что ж, Буратино, загадывай свою загадку.
Буратино:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен
Скажите, кто я?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно.
Буратино: Точно, осень. Я сам бы не догадался, я плохо знаю времена года.
Воспитатель: Тогда, Буратино, оставайся у нас на занятии, ребята расскажут тебе все про осень. (Буратино остается)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним все осенние месяцы, сколько их?. Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы, а каким месяцем начинается осень?
Воспитатель: Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени. Это бархатный месяц, румянец осени. Но есть еще народное название Хмурень (часто хмурится небо)
Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?
Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи. Люди убирают урожай овощей.
Воспитатель: Какой второй осенний месяц?
Воспитатель: Октябрь называют золотой осенью. А ещё он очень капризный, т. к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко, то порхают первые. (Листопад, грязник)
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?
Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Какой третий осенний месяц?
Воспитатель: Ноябрь – задумчивый и грустный месяц. (Листогной, полузимник, грудень – груды замерзшей грязи на дорогах)
Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?
Дети: Деревья уже без листьев, только сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Дидактическая игра «Подбери картинку»
(Дети подбирают картинки к осенним месяцам в соответствии с приметами.)
Воспитатель: Правильно, ребята. А сейчас возьмите в руки осенние листочки, встаньте в круг и представьте себе, что вы листья деревьев и повторяйте за мной слова и движения:
Физкультминутка «Листопад»
Мы листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели (приседаем)
Ветер снова набежал (побежали)
И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
Воспитатель: Какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определё нному макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. (дети называют деревья).
Буратино: Какие вы наблюдательные, я никогда бы не догадался, с какого дерева упал лист.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осень восхищала многих писателей и поэтов, и они описывали ее красоту в своих произведениях. Осень – любимое время года великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина, вот послушайте, как он пишет об этом времени года.
Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения)
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото,
Одетые леса!
Воспитатель: Дети, а вам нравится осень? (ответы детей)
Буратино: А мне не нравится, что осенью идут дожди, на улице холодно, можно простыть и заболеть.
Воспитатель: Ребята, а давайте выясним, что в осени «хорошо» и что «плохо»
Игра «Хорошо» - «Плохо»
Буратино: Здорово, теперь я знаю, что в осени много «хорошего», несмотря на «плохое».
Воспитатель: Ребята, но не только поэты восхищались осенью. Рассказать об этом удивительном времени года стремились и композиторы. Они создавали музыкальные произведения. Давайте послушаем, какая осень в произведении П. И. Чайковского. А сейчас внимательно послушайте музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о музыке, какая она по характеру, какие картины природы вы представляли себе, когда слушали музыку?
Дидактическое упражнение «Осенние слова»
Дети: золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.
Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.
Буратино: А я и не знал, что музыка может так рассказать о природе.
Воспитатель: Ребята, сегодня Алина подготовила стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.
Ребёнок читает стихотворение «Наступила осень…» А. Ерикеева:
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья,
Улетели птицы
В дальние края.
Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.
Воспитатель: А как называют этих птиц?
Дети: Перелётными.
Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки.
Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.
Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?
Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами. И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц.
Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали. У вас отличные знания о птицах.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.
Загадки о лесных животных:
( Презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением животного).
Хожу в густой я шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме?
Дети: Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме?
Дети: Медведи осенью много едят : ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце.
Воспитатель: Молодцы интересно рассказали о медведе.
Воспитатель:
Слушаем следующую загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной –
Иголок очень много,
А нитки ни одной(ёж)
Воспитатель: Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают?
Дети: Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?
Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.
Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку:
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц)
Воспитатель: А как же зайцы готовятся к зиме?
Дети: Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.
Буратино: Ребята, как много я узнал сегодня об осени, вот я удивлю Мальвину. Спасибо вам, мне пора бежать, но я к вам еще приду. У вас очень интересно и познавательно.
ИТОГ: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались.