Елена Якубович
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «День заповедников и национальных парков»
Конспект по ознакомлению с миром природы «11 января –День заповедников и национальных парков».
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Показать значимость заповедников.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „День заповедников и национальных парков“» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей; познакомить детей с географической картой Крыма с местоположением заповедников и национальных парков; активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, карта.
Развивающие: развивать мышление, память; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; развивать любознательность.
Воспитательные: воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе.
Методы и приемы:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.
Материалы и оборудование: Фотографии заповедников, карточки красного и зеленого цвета, дидактические картинки для игры «Что хорошо, а что плохо», фон заповедника, картинки животных для вырезания.
Ход НОД:
В: Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте:
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
В: Ребята, о чем говориться в стихотворении?
Д: О природе.
В: Правильно, природа дает человеку, то без чего он не может прожить. Ребята, как вы думаете, без чего человек не может прожить?
Д: солнце, воздух, вода.
В: Правильно, солнце, воздух и вода очень важны для жизни человека. А еще природа украшает нашу жизнь, она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, шепот леса. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Люди стали создавать заповедники. Кто знает, что это такое?
Д: Это территория, где живут звери на свободе, охота на них строго запрещена, там нельзя рвать цветы, ломать кустарники.
В: Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.
В: У нас в Крыму есть множество прекрасных заповедников. Это могут быть и красивейшие природные заповедные территории, и охраняемые субъекты культурного наследия, леса, озера, горы.
В: У нас в Крыму их много, но я вам расскажу о некоторых из них (вывешиваю на доску фотографии заповедников, и кратко рассказываю про них) :
Бахчисарайский музей-заповедник – лучшие достояния региона Бахчисарайский район по праву называют сокровищницей Юго-Западного Крыма. На его обширной территории располагается множество значимых рукотворных и природных памятников, нуждающихся в охране и защите. С этой целью в 1990 году был создан Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – на сегодня это одно из наиболее известных и любимых туристами мест.
Мыс Мартьян - самый маленький заповедник Крыма
«Размерным антиподом» Крымского природного можно назвать заповедник на мысе Мартьян – ближайшем соседе Никитского ботанического сада. Как вы уже догадались – это самый маленький заповедник Крыма по занимаемой территории. Она насчитывает всего 240 га, из них 50% приходится на прилегающую акваторию.
Флора заповедника – его главная ценность, ведь здесь произрастают реликтовые особи можжевельника высокого, земляничника мелкоплодного, фисташки туполистной, иглицы понтийской. Это представители флоры третичного периода, своеобразные «свидетели» масштабных оледенений древности.
Также на мысе Мартьян обитает более 1100 видов животных, среди них желтобрюхий полоз, леопардовый полоз, желтопузик, крымский геккон, внесенные в Красную Книгу и находящиеся под угрозой исчезновения.
Опукский заповедник в Крыму - самый молодой
Если Крымский природный заповедник считается самым обширным и старым, а заповедник мыса Мартьян - самым маленьким, то Опук – самый молодой.
Так под охраной оказывается мыс Опук с одноименной горой (высота 183 метров н. у. м, озеро Кояшское, расположенное к западу от мыса и ближняя акватория Черного моря с живописными скалами, под названием «Корабли» и, конечно же, здешние обитатели – как наземные, так и подводные. Сегодня на территории заповедника, площадью 1592,3 гектара проживает множество охраняемых, редких и просто примечательных видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся.
В: Вот такие заповедники есть в нашей стране. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
В: Ребята, а как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу?
Д: ответы детей
В: Правильно, охранять природу надо везде, в любом месте.
Давайте вспомним правила охраны природы :
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьи гнезда.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костры.
10. Не разорять муравейники.
В: А теперь давайте покажем:
Физкультминутка
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
В: А всегда ли человек прислушивается к этим правилам?
Д: Нет
В: А почему, как вы думаете?
Д: ответы детей
В: Правильно. Ребята, мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.
Когда вы бываете на прогулке -в парке, не рвите цветы целыми охапками. Эта красота природы быстро завянет, погибнет – берегите их. Надо стараться, чтобы природа осталась такой же и нашим потомкам - людям, которые будут жить после нас.
В: А теперь давайте немного поиграем.
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
• Костер в лесу (Красный кружок)
• Мусор в лесу (Красный кружок)
• Сломанные ветки (Красный кружок)
• Срубленные деревья (Красный кружок)
• Браконьерство (Красный кружок)
• Посадка деревьев (Зеленый кружок)
• Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
• Не рвать цветы (Зеленый кружок)
• Создание красной книги (Зеленый кружок)
• Создание заповедников (Зеленый кружок)
В: Ребята, а давайте мы создадим свой заповедник.
Создание коллажа «Заповедник».
Дети вырезают животных и наклеивают на фон заповедника.
В: А давайте назовем животных, которые живут в нашем заповеднике.
Д: Олень, косуля, кабаны, лисица, барсук, белка и т. д.
В: Молодцы, вам понравилось наше занятие?
Рефлексия:
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- А что такое «заповедник»?
- Какие вы запомнили заповедники Крыма?
- Какие правила надо соблюдать в заповеднике?