Икаева Татьяна
Конспект по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами Осетии «Кукла моей бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение дошкольников к истокам осетинской народной культуры через ознакомление с народной тряпичной куклой.
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать знания дошкольников об истории возникновения и назначения осетинской национальной куклы;
• Обогащать и развивать представление об окружающем мире.
Развивающие:
Публикация «Конспект по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами Осетии „Кукла моей бабушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
• Развивать познавательный интерес, творческое мышление, память, воображение;
• Совершенствовать речь, как средство общения;
• Развивать чувство цвета, формы и композиции, глазомер.
Воспитательные:
• Воспитывать желание изготовлять тряпичные куклы.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Методы и приемы обучения:
• Словесные (беседа, рассказ, объяснение, совет, поощрение, вопрос, сюрпризный момент).
• Наглядные (показ кукол, образца).
Оборудование:
• Иллюстрированный материал: тряпичные куклы, лоскутки, вата, нитки, тесьма.
Предварительная работа:
• Рассматривание альбомов, видов игрушек: глиняная, деревянная, соломенная;
• Сюжетно – ролевая игра «Дочки - матери».
Ход занятия:
Организационный момент.
Под осетинскую народную мелодию в зал входят дети.
Воспитатель: Утром встали малыши
В детский сад они пришли
Вам я рада как всегда
Гости здесь у нас с утра
Поздоровайтесь друзья!
Дети: здороваются.
Воспитатель: Ребята, на выходные со мной произошла замечательная история, хотите узнать какая?
Дети: Да
Воспитатель: А давайте присядем поудобнее и я расскажу вам её…
(Воспитатель вместе с детьми садится на паласе).
Воспитатель: На выходных я решила погостить у своей бабушки и поехала к ней в село. Вечером мы с ней решили разобрать старые вещи и нашла я в них, ребята, необыкновенно старинную шкатулку, но когда я её открыла, я была удивлена, что же в ней лежало, а вы хотели бы узнать, что в ней было?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого я взяла шкатулку с собой, я загадаю вам загадку, а вы попробуете её отгадать и узнаете, что в ней находится. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Слушайте внимательно…
Я хорошая игрушка
Буду девочкам - подружка
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки?
(кукла)
Что это? Как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это кукла! А у вас есть любимая кукла?
Дети: Да
Воспитатель: А вы любите её?
Дети: Да
Воспитатель: А вы играете с ней?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы с ней играете?
Дети:(кормим, переодеваем, играем, укладываем спать и)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Знаете, я когда была маленькой, тоже любила играть в куклы…
(Воспитатель достаёт куклу и показывает детям)
Воспитатель: Вот ребята, смотрите, какую удивительную куклу я нашла в старой шкатулке. Она не похожа на мои куклы, в которые я играла. А похожа ли она на ваши куклы, в которые вы играете? (ответы детей).
Давайте рассмотрим её. Какая она? Из чего сделана? (ответы детей).
Как же я была удивлена, когда узнала, что эта кукла моей мамы. Она в детстве ею играла.
Мне очень захотелось узнать о кукле больше, как и когда появилась она.
А знаете, ребята, у каждого народа, были свои куклы. У осетин были куклы, которые они делали из лоскутков ткани, шерсти, дерева, глины, …. Самыми распространёнными из них, были тряпичные куклы, которые были в домах, где росли детки как вы.
Ребята, давайте встанем, подойдём к экрану и я расскажу вам, как наши бабушки делали такую куклу в Осетии, в старые времена!
1. Брали лоскуток белой ткани, цветной ткани, кусочек шерсти. Шерсть заворачивали в белый лоскуток и делали из неё голову куклы, круглой формы.
2. Цветные лоскутки сворачивали треугольником.
3. Складывали треугольники крест - накрест.
4. На них клали голову, обвязывали ниткой.
5. Из верхних концов треугольника делали руки, перевязывали талию тесёмкой или лентой.
6. На голову повязывали косынку, и получалась осетинская национальная кукла.
Вот такой куклой играли наши бабушки.
А сейчас ребята, посмотрите на эту куклу. Такую куклу наряжают в красивое платье с узорами. И сегодня эта кукла одна из самых популярных сувениров, которую можно увезти из Северной Осетии, как память о нашей республике.
Воспитатель: Ребята, давайте мы отдохнём с вами, а наша кукла посидит и посмотрит на нас.
Проводится физкультминутка: «Кукла» (2 раза)
Поднимает кукла руки
Вверх вниз, вверх вниз
А потом она танцует,
Покружись, покружись
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись.
Воспитатель: Ребята, что-то наша кукла подустала, а давайте мы её с вами покачаем и уложим в колыбельную люльку спать. Согласны?
Звучит музыкальное сопровождение песни «А-ло-лай»
(Дети имитируют укачивание куклы).
Рефлексия: Ребята, вам понравилось о том, что я вам рассказала и показала?
А о чём мы сегодня с вами говорили? (о кукле)
О какой кукле я вам сегодня рассказывала (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас я хочу каждой из вас подарить по такой кукле, о которой мы сегодня говорили с вами.
ДАВАЙТЕ СКАЖЕМ ДО СВИДАНИЯ НАШИМ ГОСТЯМ!