Ирина Сущенко
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Мыло-фокусник»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: средняя
Тема: «Мыло – фокусник»
Цель: развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, жидкое, твердое и мягкое, аромат и пенообразование, скользкое при намокании);
- уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
- познакомить с необычным способом использования мыла (рисование на ткани);
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Мыло-фокусник“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Фокусы для детей
- Темочки
- активизировать словарь детей на основе знаний о мыле.
Развивающие:
- развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы;
- развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки детей;
- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми:
- проведение опыта по изготовлению мягкого мыла;
- чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто «Девочка чумазая»;
- рассматривание иллюстраций «Дети моют ручки», картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»;
- проведение дидактической игры «Предметы для умывания», дидактического упражнения «Научи Мишку правильно умываться».
Материалы:
Демонстрационный: письмо от Деда Мороза, мыло разного цвета и разных форм, жидкое мыло 2-3 бутылочки, блокнот с карточками (1 стр. - глаз и изображение мыла, 2 стр. - нос и изображение оберток разного фруктового мыла, 3 стр. – рука и изображение пены, рисунок снежинки мылом на ткани.)
Раздаточный: бумажные полотенца, небольшие кусочки мыла, лоскутки темной ткани, стаканчики с мыльным раствором, трубочки.
I часть. Организационный момент.
- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»(приветствуем гостей и друг друга)
- А сейчас, ребята, внимание! К нам в садик пришло видеописьмо. написано: «Детям из группы «Солнышко».
- Посмотрите и догадайтесь, от кого видеописьмо. (Ответы детей)
- Давайте прочтем его.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Совсем скоро уже будет наш любимый праздник – Новый Год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят малыши всего мира! Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику. Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас – помогите мне!
Заранее благодарен, ваш Дедушка Мороз».
- Ребята, поможем Дедушке Морозу? (Ответы детей)
- Попробуем сами изготовить мыльные пузыри? (Ответы детей)
- А как вы думаете, из чего они делаются? (Ответы детей)
- Вот поэтому мы сначала должны хорошенько познакомиться с мылом, изучить его виды и свойства.
- Ребята, а вы знаете, где ученые исследуют разные предметы, вещества, делают опыты, чтобы получить знания о них (Лаборатория)
- Ребята, а для чего нужно мыло (Умываться)
- А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой (Мыло убивает микробы)
- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла. У микробов тают силы»
-А давайте и мы отправимся с вами в лабораторию, чтобы помочь Дедушке Морозу. Но, чтобы нам туда попасть, нам нужно закрыть глаза посчитать до трёх и повернуться вокруг себя один раз.
II. Основная часть.
- Ребята, вот мы с вами и в лаборатории. Здесь всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.
-Давайте и мы оденем фартуки и отправимся по лаборатории, где будем изучать мыло.
- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом :
- не брать мыло или намыленные пальцы в рот;
- не допускать попадания мыла в глаза;
- а если попадет, что нужно сделать? (Ответы детей)
- Приглашаю вас в кабинет № 1. Присаживайтесь.
- Вспомните, пожалуйста, что означает этот символ (Мы можем видеть)
- Что вы видите (Мыло)
- Возьмите мыло. Вы видите, какой оно формы (Ответы детей)
- Какого цвета мыло (Ответы детей)
- Ребята, вспомните, что обозначает этот символ (Мы можем понюхать мыло)
- Понюхайте мыло. Что вы чувствуете? Какой запах имеет мыло (Ответы)
- Давайте сделаем вывод: мыло может быть разным по цвету, форме. Мыло имеет запах, оно ароматное, душистое.
Физминутка «Мыльные пузыри»
- Ребята, мы сейчас превратимся в пузыри. Давайте скажем волшебные слова «Раз-два-три, все мы мыльные пузыри.»
-Пузырики любят летать. По сигналу «Полетели» вы полетите за мной, а по сигналу «Пора домой» вы займете место за столом.
- Дети, возьмите мыло в руки. Какое оно на ощупь (Ответы детей)
- Проверьте, постучите. Твердое?
- Помните, мы хотели узнать, может ли мыло быть мягким? (Ответы)
- Какой опыт мы делали (Мы положили мыло в чашки с водой)
- Вот эти чашки. Вчера вечером положили мыло в чашки с водой - потрогайте, каким стало мыло (Ответы детей)
- Давайте возьмем мыло опустим в таз с водой и достанем снова.
- Что же происходит с мылом (Мыло стало скользким, мокрым, на руках появляется пена)
- Можно нам дальше путешествовать с мыльными руками? Почему? Помойте руки в чистом тазу. Вытрите их салфетками.
- Нам нужно продолжать нашу работу в лаборатории, и мы отправляемся в следующий кабинет.
-Возьмите кусочек мыла и лоскуток ткани. Что мы можем с этим сделать (Предположения детей)
- Проведите мылом по ткани. Что происходит, что вы видите (Остается белая линия.)
- Что можно делать с мылом?*Можно рисовать на ткани)
-Ребята, есть такая профессия - швея. Швея шьет одежду. Но сначала она делает выкройку из ткани, рисует кусочком мыла.
- Давайте и мы с вами нарисуем на ткани снежинки и отправим их в подарок Деду Морозу.
- Ребята, а кто мне скажет, какую помощь просил у нас Дед Мороз?
- Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой, что нам надо добавить в них, чтобы получились мыльные пузыри (Предположения детей)
- А теперь возьмите трубочки и подуйте в стаканчики. Что у вас получается?
- Ребята, как вы считаете, помогли мы Деду Морозу? Выполнили его просьбу?
- Встаньте, возьмемся за руки, как эти дружные пузырьки, и превратимся в один крепкий, веселый пузырь.
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой!
Оставайся таким и не лопайся!
III. Заключительная часть.
- Наше путешествие по лаборатории подошло к концу. Пора нам возвращаться в детский сад к своим игрушкам и друзьям. Давайте закроем глаза, посчитаем до трех, и повернемся один раз вокруг себя.
- Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Теперь мы все знаем о мыле. Рассказать о нем поможет наш друг Компьютер.
- А теперь, ребята, посмотрите перед вами мыло разных цветов. Если вам понравилось наше путешествие подарите Деду Морозу цветное мыло, а если вам что-то не понравилось, у вас были затруднения в выполнении опытов, то положите мыло белого цвета.