наталья иванченко
Конспект по образовательной области «Музыка» с элементами логоритмики для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область «Познание».
Знакомить с музыкой русских и зарубежных композиторов – классиков. Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки, различать характер музыкальных произведений, оттенки настроений музыки.
Образовательная область «Коммуникация».
Совершенствовать умение детей составлять рассказы по содержанию картин и характеру музыки.
Публикация «Конспект по образовательной области „Музыка“ с элементами логоритмики для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Приучать детей к самостоятельности суждений. Продолжать развивать у детей умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли.
Продолжать корректировать правильное произношение звука «ц», совершенствовать фонематический слух, развивать фонационное и физиологическое дыхание.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
Образовательная область «Музыка».
Совершенствовать умение детей слушать музыку русских и зарубежных композиторов-классиков (П. И. Чайковского «Песня жаворонка», «Сладкая греза», А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»).
Закреплять умение петь выразительно, легким подвижным звуком, правильно передавая мелодию, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, отрабатывать дикцию, учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Образовательная область «Социализация».
Продолжать развивать умение инсценировать игровые песни, передавать поэтический образ движениями.
Материал:
Репродукции картин: В. Бакшеев «Голубая весна», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», дидактическая игра «Эхо», музыкальный центр, металлофон, бутафорская березка.
Предварительная работа:
Слушание музыки :
П. И. Чайковский «Песня жаворонка», «Сладкая греза», А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»).
Упражнения для развития слуха и голоса:
Е. Тиличеева «Небо синее», М. Андреева «Музыкальное эхо»
Пение
«Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. М. Некрасова «Музыка, здравствуй!» муз. и сл. М. Лазарева
«Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова
«Музыкальное эхо» муз и сл. М. Андреевой
Хоровод:
«Во поле береза стояла» р. н. п. обр. Римского-Корсакова
Игра:
«Гори-гори, ясно», р. н. м. обр. Р. Рустамова
Фонопедическое упражнение:
По стих. «Весна» С. Данилова
Упражнение на развитие фонационного дыхания ( на слоги: да-до-ду-ды с
удлинением дыхания)
Двигательное упражнение:
«Лесные жители»
Чистоговорка на звук «ц»
Упражнение на развитие физиологического дыхания
Под музыку П. Чайковского «Сладкая греза»
Ход :
Дети заходят подскоками в музыкальный зал. Встают по кругу.
Музыкальный руководитель :
- Ребята, давайте поздороваемся с помощью музыки и споем песню «Музыка, здравствуй!».(дети исполняют песню, передавая хлопками количество слогов своего имени).
- Вот мы и поздоровались с музыкой, друг с другом, с нашими гостями. Теперь давайте сядим на стульчики.
Музыкальный руководитель :
- Какое сейчас время года? (Ответы детей : Весна).
-Правильно. Весна. как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям. Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
- Я вам предлагаю исполнить попевку «Небо синее» Е. Тиличеевой. (Дети исполняют попевку, сопровождая пение звучащими жестами. Воспитатель, а затем ребенок играет ее на металлофоне).
Небо синее - дети хлопают в ладоши,
Роща в инее - щелкают пальчиками
Утро раннее - ударяют указательным и средним пальцем по ладони другой руки
Все румянее - шлепают по коленям ладошками
Музыкальный руководитель :
- В народе говорят: весна утро года: природа просыпается после зимнего сна, оживает лес. молодые зеленые ростки так и тянутся вверх, к самому небу, чтобы ладошкой-листочком коснуться мягких, легких облачков. Прислушайтесь, а чье это пение раздается в вышине? (Дети слушают в записи «Песню жаворонка» П. И. Чайковского, вспоминают название произведения). Вспомните, что это за музыка?
- Правильно. Композитор П. И. Чайковский услышал пение жаворонка, и языком музыки рассказал нам об этом. Вспомните, сколько частей в этом произведении? (Ответы детей : три части).
Спрашиваю:
- Меняется ли характер музыки на протяжении всей пьесы или нет? (Ответы детей : да меняется).
- Какая музыка в первой части? (Ответы детей : спокойная, просветленная, игривая, радостная).
-А во второй? (Ответы детей : немного жалобная и тревожная).
- Правильно вы заметили, музыка становится робкой, пугливой, появляется беспокойство, тревожность, трепетность, взволнованность. А как вы думаете почему? (Ответы детей : может быть жаворонку стало не уютно одному высоко в небе, может быть солнышко закрыло тучи, стало темно, страшновато).
- А в заключительной части какая звучит музыка? (Ответы детей : звонкая, игривая, такая же как в первой части).
- Правильно вы заметили. Как будто солнце снова показалось из-за туч, жаворонок вновь запел беспечную, звонкую, игривую песню. В ней слышны подражания переливам пения жаворонка, как он спустился вниз, вспорхнул и исчез. (Повторное прослушивание пьесы).
Музыкальный руководитель :
- Пробуждение природы весной никого не оставляет равнодушным. Ведь и вам хочется побольше побыть на улице, почувствовать как ветерок касается лица, а лучи солнышка стали намного теплее. Наверно, нет ни одного композитора, художника и поэта, который не воспевал бы весну. Давайте внимательно рассмотрим эти картины (обращаю внимание детей на репродукции картин В. Бакшеева «Голубая весна», И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели»).
Музыкальный руководитель :
- Посмотрите, как вы думаете, что объединяет эти картины? (Ответы детей).
- Правильно, все они объединены одним радостным настроением: пришла весна, воздух как-будто прозрачный, даже чуть-чуть звенящий, краски светлые и чистые. Дети, попробуйте при помощи этих картин и музыки композитора А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года») придумать небольшой рассказ о приходе весны. (Дети слушают музыку, по окончании придумывают свои рассказы о весне).
- Молодцы. Интересные рассказы вы придумали о весне. А ведь еще и поэты воспевали весну в своих стихах. Кто хочет прочесть стихи о весне? (Дети читают наизусть стихи о весне 2-3 человека).
Воспитатель читает детям стихотворение «Весенние воды» Ф. Тютчева.
- Подумайте и скажите, почему в этом стихотворении о водах поэт говорит «бегут», а о весне «идет». (Ответы детей : вода течет быстро, а весна наступает постепенно, как бы идет).
- Правильно. В стихотворении поэт противопоставляет быстрое движение весенних вод довольно медленному наступлению весны.
- Дети, давайте озвучим знакомое нам стихотворение С. Данилова «Весна». (Провожу фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова) (см. Приложение)
- О весне написано много разных песен. Послушайте мелодию песни и вспомните ее название. (Играю мелодию композитора З. Левиной «Пришла весна»). (Ответы детей).
- Правильно, это песня композитора З. Левиной на стихи Л. Некрасовой «Пришла весна». В ней тоже поется о весне, о ее признаках. Давайте вспомним о каких? (Ответы детей : речка пробудилась ото сна, растаял снег, появилась трава, солнышко греет тепло, румянит нам щеки).
- Прежде чем спеть эту песню давайте потренируем наше дыхание. ( Провожу упражнение на развитие фонационного дыхания на слоги: да-до-ду-ды, с удлинением дыхания).
- А теперь давайте споем песню «Пришла весна». (Предлагаю детям сесть ровно, выпрямить спины, расправить плечи. Дети исполняют песню сначала цепочкой, затем по рядам и хором стоя).
- Молодцы. Ребята, сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в весенний лес? Чтобы не заблудиться в лесу, нужно потренироваться кричать «ау». Вспомним нашу песенку про эхо. (Дети исполняют песню, а затем провожу музыкально-дидактическую игру «Эхо») (см. Приложение)
- А теперь - в путь. (дети встают друг за другом и под пение песни М. Старокадомского «Веселые путешественники» двигаются по кругу).
- Вот мы и в лесу, здесь нас встречают лесные жители. (Провожу двигательные упражнения «Лесные жители»). (см. Приложение)
- Рассматривают нас звери, удивляются. (Провожу логопедическую гимнастику.) (см. Приложение)
Музыкальный руководитель :
А это что за дерево?
В белом сарафанчике
Стала на полянке
Летели синички,
Сели на косички. (Ответы детей).
(Воспитатель ставит бутафорскую березку в центр круга).
- Как ласково можно назвать березу? (Ответы детей : березка, березонька).
- Какие еще ласковые слова вы услышали в загадке? (Ответы детей- Посмотрите, на ветку березки прилетела синичка. Давайте проговорим нашу чистоговорку про синичку. (Проговариваем чистоговорку «Ц»
Ица-ица-нца –
Прилетела к нам синица.
Ицу-ицу-ицу –
Мы заметили синицу.
Цо-цо-цо –
у нее на лапке кольцо.
Нец-нец-нец –
тут рассказу конец. Дети делают взмахи кистями
рук («крылья»)
Приставляют к глазам руку
Соединяют в кольцо
Указательный и большой
пальцы и разъединяют их
Хлопают в ладоши
Музыкальный руководитель :
- Березка- символ России и вечной красоты нашей природы. Недаром сложено о ней столько стихов и песен. Издавна весной молодежь ходила в лес к молодым березкам, пели песни, водили вокруг нее хоровод.
Мы тоже знаем с вами русскую народную песню «Во поле березка стояла». Давайте исполним эту песню. (Дети водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла»).
- Молодцы. А как хорошо дышится на природе! Какой чистый, свежий воздух! Вдохнули глубоко не поднимая плеч и выдохнули. (Провожу упражнение на развитие физиологического дыхания под музыку П. Чайковского «Сладкая греза».).
Музыкальный руководитель :
- А еще ребята, молодежь весною не только водили хороводы, но и затевали веселые игры. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Горелки», выберем ведущего считалкой (предлагаю ребенку выбрать ведущего считалкой) :
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
(Дети играют в игру «Гори, гори ясно».) Музыкальный руководитель :
- Вот мы и побывали в весеннем лесу, и теперь пора возвращаться домой, в детский сад. (Дети встают друг за другом и под пение песни М. Старокадомского «Веселые путешественники» двигаются по кругу).
Музыкальный руководитель :
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Произведения каких композиторов слушали? В какие игры играли? Произношение какого звука закрепляли?