ОЛЬГА ШЕМШЕЕВА
Конспект по образовательной деятельности «Экология» по ОО «Познание» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экология по ОО Познание
Цель:
1. Обобщить, уточнить знания детей о воздухе
2. Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.
3. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды).
4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
5. Воспитывать уважение, интерес к природе, родному краю
Задачи:
познакомить детей с некоторыми объектами неживой природы, в которых есть воздух;
Публикация «Конспект по образовательной деятельности „Экология“ по ОО „Познание“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха;
закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
расширить представление детей о нахождении воздуха в живой природе;
познакомиться с некоторыми правилами экологической безопасности;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Материал: Глобус,стакан,графин с водой,камни,воздушные шары, декоративные баночки с запахами (яблоко, апельсин, хвоя, чеснок лук,шарф,карточки,поделки.
Ход занятия:
Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.
Упражнение провести под спокойную, расслабляющую музыку.
Педагог говорит: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.
Воспитатель: (покрутив глобус).
Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?
Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т. е. на суше.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).
Воспитатель: а вот я сейчас вам это докажу!
Воспитатель: Что это (показывает стакан детям)
Дети: Это стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
Дети: В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!
Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод:
Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Слайды:3,4,5,6,7.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхность воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому -что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому -что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики.
Воспитатель: А давайте надуем шары. Что происходит? Какую форму имеет воздух теперь?
Ответы детей.
Воспитатель надувает шар с заранее проделанным отверстием. Что происходит с шаром, с воздухом? (воздух не наполняет шарик, т. к. воздух выходит через отверстие)
Ответы детей.
Четвёртый секрет-воздух приобретает форму предмета в котором он находится.
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как подходит к концу наше время.
Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.
Воспитатель Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остаётся очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как вы думаете, ребята, как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ежедневно образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка-это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Если мусор не вывозить довольно долгое время, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Неприятный запах выделяется и на больших свалках, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса. Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим.
Слайд:9,10
Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведённые места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей.
А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С воздушным.
Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?
Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.