Амосова Анна Владимировна
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Путешествие в мир карельских петроглифов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Тема: «Путешествие в мир карельских петроглифов»
Цель: Знакомство с понятием «Петроглиф» и его значением.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания детей об истории родного края (знакомство с жизнью древних людей Карелии);
Публикация «Конспект НОД для детей 5–6 лет „Путешествие в мир карельских петроглифов“» размещена в разделах
закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства;
закрепить знания об особенностях жанров изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт;
закрепить знания о карельском флаге.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей детей - рисование углём;
способствовать активизации словаря (пейзаж, натюрморт, петроглифы, наскальные рисунки);
способствовать развитию мелкой и крупной моторики;
способствовать развитию у детей мышления, творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к культуре и истории родного края;
способствовать воспитанию любви и уважения к родному краю.
Оборудование:
ИКТ: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор;
Имитированная скала;
Имитированный костёр;
Раздаточный материал:
Карточки-подсказки – по количеству детей;
Палочки;
Жилетки – по количеству детей;
Уголь – по количеству детей.
Демонстрационный материал:
Презентация;
Иллюстрации: репродукции картин с пейзажем и натюрмортом – 8 шт;
Иллюстрации с петроглифами;
Атрибуты древности.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин И. И. Левитана и И. И. Машкова;
Рассматривание символов и знаков древних петроглифов.
Содержание непрерывной образовательной деятельности
I этап – погружение
Дети и воспитатель заходят в группу и видят перемешанные на столе картины с изображением пейзажа и натюрморта + среди них рисунок с петроглифами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то на столе перемешал все картины. Предлагаю сейчас всё исправить и разложить их. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого вам нужно с помощью карточек-подсказок, которые вы будете вытягивать, разделиться на две группы. (Дети вытягивают карточки-подсказки, на одних изображено лес, поле, море, на других – яблоко, делятся на две группы)
Воспитатель: Первая группа, посмотрите, что изображено на ваших карточках? (ответы детей : море, лес, поле, небо)
Воспитатель: Ребята, репродукции картин какого жанра живописи вы будете искать? (ответы детей : пейзаж)
Воспитатель: Вторая группа, посмотрите, что изображено на ваших карточках? (ответы детей : яблоко)
Воспитатель: Значит, репродукции картин какого жанра надо найти? (ответы детей : натюрморт)
Дети раскладывают репродукции картин по жанрам живописи и выясняют, что один рисунок лишний, так как никуда не подходит.
Воспитатель: Молодцы! Вспомним, что такое пейзаж? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Пейзаж – это рисунок или картина, на которой изображена природа.
Воспитатель: Может кто-то помнит, кто автор данных картин? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое натюрморт? (Ответы детей)
Воспитатель: Натюрморт - это рисунок или картина, на которой изображены неодушевленные предметы, например, посуда, продукты, букеты цветов.
Воспитатель: Что же это за необычный рисунок? (воспитатель показывает рисунок с петроглифами)
- Хотите узнать, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что это, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? (Ответы детей)
II этап: основной
Дети садятся на заранее поставленные полукругом стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран.
На экране появляется иллюстрация карельского флага (слайд 2)
Воспитатель: Что это за флаг? (Ответы детей : флаг Карелии)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это флаг нашей республики Карелии.
Воспитатель: Что обозначают цвета нашего флага? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, в нашей республике Карелии, где уже жили разные животные и птицы, появились древние люди - наши предки. Вот как они выглядели. (слайд 3)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на изображение древнего человека. Что вы можете сказать? Как он выглядит? Какими физическими качествами, по-вашему, обладал древний человек? (Ответы детей : сильный, смелый, ловкий)
Воспитатель: Хорошо, правильно. Ребята, посмотрите, во что он был одет? (Ответы детей : в шкуру животных)
Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы её, фабрик. Люди шили себе одежду из шкур животных, и эта одежда защищала их от холода.
Воспитатель: А как вы думаете, где жили древние люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Зимой жили древние люди Карелии в пещерах большими группами. (слайд 4)
А летом строили шалаши из веток и шкур животных. (слайд 5)
Воспитатель: А что еще нужно было человеку, чтобы выжить? (Ответы детей : еда, вода).
Воспитатель: Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду и еду? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Воду они брали из реки. Ели они ягоды, яйца птиц, мясо и рыбу. Основными средствами добычи пищи для древних обитателей Карелии являлись охота и рыболовство. Древние карелы охотились на медведей, лосей, кабанов, на различную дикую птицу. (слайд 6)
Воспитатель: С помощью чего древние люди охотились, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Основными орудиями охоты являлись лук со стрелами и копья. Мужчины сами изготавливали инструменты, орудия труда. (слайд 7)
Воспитатель: Обратите внимание, как древние люди ловили рыбу - специальными приспособлениями – ловушками и сетями. (слайд 8)
Воспитатель: После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как древние люди готовили еду? (Ответы детей : на костре)
Воспитатель: Правильно, а как они его разжигали? (Ответы детей) (слайд 9)
Воспитатель: Правильно! Разжигали они его с помощью деревянных палочек, сильно растирая их друг о друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались.
Воспитатель: (слайд 10) Рассмотрим, чем же ещё занимались древние люди. Женщины готовили, шили (кстати, мужчины тоже шили, заботились о детях. Дети играли с камешками, палочками.
Воспитатель: (слайд 11) Обратите внимание на следующий слайд. Как вы думаете, что здесь делает древний человек? А на чём он рисует? (Ответы детей : на скалах)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Первые рисунки древние люди Карелии создавали на скалах с помощью угля. Затем с помощью охры – природный пигмент красного цвета (слайд 12, а потом стали выбивать рисунки на скале. Бумаги и ручек, карандашей в те времена не было. (слайд 13)
Воспитатель: (слайд 14) Вот такие наскальные рисунки называются - петроглифы. Слово «петроглиф» пришло из греческого языка. В переводе слово «петра» означает «камень», а «глиф» - «вырезать», то есть резьба по камню.
Воспитатель: А как вы думаете для чего они это делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Люди оставляли свой след (память) для потомков. Древние люди рисовали сцены охоты, рыбалки, изображали животных, людей в разных видах - бегущих, танцующих, спящих.
Воспитатель: А почему люди рисовали именно на скалах, а не на песке, например? (Предположения детей)
Воспитатель: Уже в древние времена люди понимали, что вырезанные на камне рисунки - долговечные, именно поэтому через тысячелетия они дошли до наших дней.
Воспитатель: А как вы думаете, легко ли было рисовать на камне? Это было совсем не просто. Поэтому каждая фигура, символ, знак, что-то обозначал. Воспитатель: Предлагаю попробовать разгадать, что нарисовали древние люди, о чём хотели сказать. (слайд 15, 16, 17, 18, 19)
Воспитатель: А хотите, мы с вами ненадолго превратимся в древних людей? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого нам надо переодеться. (дети и воспитатель одевают меховые жилетки)
Воспитатель: Ну вот, мы стали похожи на древних людей. Теперь мы пойдем и попробуем развести костёр.
(дети и воспитатель проходят к имитированному костру, встают в круг, воспитатель раздаёт палочки для разведения костра)
Пальчиковая гимнастика «Разожги костёр»
Воспитатель: Ура! Получилось!
Физминутка:
Человек древнейший жил
Смелым, сильным, быстрым был (показывают силу, бегут на месте)
Он охотился (натягивают стрелы,
Рыбачил (ловят рыбу,
Костёр разжигал (трут друг об друга ладони)
На скале рисовал (рисуют в воздухе)
А ещё он танцевал…
(звучит музыка из к/ф «Бинго-бонго», дети танцуют)
Воспитатель: Молодцы! Настоящие древние люди! Ребята, древние люди в свободное от дел время любили танцевать. У них было много различных танцев, и каждый танец что-либо означал.
Воспитатель: А, теперь, я предлагаю, как древние люди, порисовать на скалах и оставить след в истории. Рисовать мы будем углём.
- Но прежде чем идти рисовать, что мы должны сделать с костром? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потушить. (Воспитатель и дети тушат костёр)
Включается фоновая музыка, воспитатель раздаёт уголь, дети рисуют петроглифы на имитированных скалах. При необходимости воспитатель помогает детям.
Самостоятельная деятельность детей.
III этап: заключительный
Воспитатель: Посмотрите, как здорово получилось! Вы просто умницы! А что вы нарисовали? (Ответы детей)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что показалось самым сложным? (Ответы детей)