Ольга Дитянцева
Конспект занятия по математике «Числа в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10 ; «записывать» при помощи знаков > и <, читать «запись».
Закреплять умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, преобразовывать и воссоздавать геометрические фигуры из частей.
Упражнять в ориентировке в контрастных и смежных частях суток, выделять последовательность суток.
Учить детей ориентироваться по предложенной схеме.
Развивать умственную активность у детей, активизировать психические процессы (внимание, мышление, воображение).
Публикация «Конспект занятия по математике „Числа в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Проявлять самостоятельность, находчивость, сообразительность при решении логических задач.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: «муравейник» (таблица с 10 этажами и квартирами, муравьи, 2 карточки с домиками из 8 равнобедренных треугольников. Раздаточный: числа от 1 до 10 на подносах, знаки > и <, конверты с 8 треугольниками, индивидуальные карточки с геометрическими фигурами, листы со схемой «Найди домик», простые карандаши.
Ход занятия:
1. Перед вами лежат цифры. Положите по порядку цифры от 1 до 10. Начинаем выкладывать слева на право, (дети выкладывают цифры перед собой).
А теперь посчитаем. Будем указательным пальцем показывать ту цифру, которую называем. Приготовились: 1, 2, 3. 10. Молодцы.
Ребята, а чтобы сравнить два числа, какие знаки нужно использовать? Правильно: > или <. Сейчас мы будем сравнивать числа. Возьмите из ряда чисел такие цифры: 2 и 3, положите между ними знак > или <.
Читаем запись.
А теперь возьмите 4 и 5 и тоже сравните их.
Читаем запись.
Возьмите 8 и 7, сравните их.
Читаем запись.
А теперь вы самостоятельно выберете себе два числа, положите перед собой и сравните.
Спрашиваю 2-3 детей, читают запись.
(Проверяю.)
Теперь посмотрите на наш ряд чисел. Убирать числа мы будем в обратном порядке от 10 до 1. Считаем и убираем 10, 9. 1.
Практическая работа
А теперь для вас ребята
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед,
Вы - смекалистый народ.
В лесу у пня -
Суета, беготня
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
Себе дом строит. Кто это?
Правильно, муравьи. А как называется дом, в котором они живут? Правильно, муравейник. Посмотрите, какой он? Давайте его опишем (большой, высокий, красивый). На что похож дом муравьев? (на кучу, гору, шапку, на коробочку с конфетами).
Давайте посчитаем, сколько в нем этажей (хором). А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на I этаже (индивидуально спрашиваю, проверяю).
А сколько на 4 этаже? на 7?
Давайте сравним два этажа 1 и 5, на каком меньше квартир? На каком больше?
Почему наверху квартир меньше, а внизу больше? (вверху он узкий, а внизу широкий).
Ребята у каждого муравья своя квартира. Вот этот муравей живет на 1 этаже во 2 квартире. Пойдет сюда Аня и найдет муравью его квартиру.
Спрашиваю: где живет твой муравей? (мой муравей живет на 1 этаже во второй квартире).
Этот муравей живет на 3 этаже в 5 квартире. Найдет ему квартиру.
Посмотрите ребята, мы помогли муравьям найти свою квартиру! Молодцы.
А мы с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне»
Муравейник на поляне Ночью крепко - крепко спит. А как солнце заиграет Муравьишки выбегают. Лапками перебирают И головками качают Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5. Очень дружные они. Ты, дружок, их береги.
Воспитатель показывает, а дети выполняют движения по тексту. Повторить еще раз.
2. - На какую геометрическую фигуру похож муравейник?
Правильно, на треугольник.
Возьмите конверты и загляните во внутрь, что вы видите? (много треугольников)
Выложите их перед собой и рассмотрите.
- Чем-нибудь отличаются треугольники друг от друга? (они одинаковы).
А почему они называются треугольниками? (3 угла, 3 стороны).
А теперь получайте задание.
а) Сложите из этих треугольников 4 маленьких квадрата.
Какая фигура получилась?
Почему он так называется?
б) Сложите теперь 1 большой квадрат.
(проверяю, хвалю)
в) Сложите 2 маленьких прямоугольника.
Какая фигура получилась?
Почему она так называется?
(спрашиваю детей, хвалю)
г) А теперь сложите 1 длинный прямоугольник, (проверяю)
Муравьи сами построили себе дом, а теперь вы тоже самостоятельно сложите из этих треугольников дом, который я вам покажу.
На доске 2 домика. Первый дом делает 1 ряд, а 2 домик - 2 ряд. Посмотрите внимательно, как составлена крыша, а как составлен квадрат. Начинайте.
Проверяем правильность построения домиков.
Из скольких треугольников состоит крыша? (спрашиваю индивидуально)
этажей в первом доме?
Сколько этажей во 2 домике?
Молодцы. Давайте быстро уберем треугольники в конверт.
3. А сейчас вы должны быть очень внимательны, потому что я вам дам задание на карточках.
Задание на карточках
Что вы видите?
Какие фигуры в 1 ряду, давайте их назовем хором.
А вот во 2 ряду и в 3 есть пустые квадратики, в них спряталась фигура, которую вы должны найти и нарисовать карандашом.
Дети выполняют задание, я хожу и помогаю.
Какая фигура спряталась во 2 ряду?
Какая фигура спряталась в 3 ряду?
Молодцы. Положите карточки на край стола.
Физминутка
4. Вы хорошо занимались и устали. Давайте выйдем на палас и поиграем в игру «Найди свое место»
5. Ребята, а вот один муравьишка заблудился и не может найти свой дом. Вы должны ему помочь. Перед вами план, вы должны муравья довести до мома, нати тропинку которая ведет к мураве нику. Проверяем.
Вот муравьишка, который заблудился. Вы помогли ему найти свой муравейник.
Молодцы!
6. Решаем задачу. В муравенике жило 6 муравьишек, к ним пришли еще 3 муравьишке. Сколько муравьев стало жить в муравенике?
Итог занятия
Итак, ребята, вспомним, что мы делали на занятии.
Повторили счет от 1 до 10 и обратно. Помогли муравьям найти свою квартиру. Построили сами себе дома и спасли заблудившегося муравья. Очень хорошо занимались, молодцы, наше занятие окончено.