Виктория Колесникова
Конспект занятия по Кубановедению в подготовительной к школе группе «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить детей с историей Кубани. Обобщить и систематизировать детей знания о малой Родине.
Задачи:
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Развивать логическое мышление, воображение; обогащать словарный запас детей.
Образовательные: Расширять и углублять знания о малой Родине.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к своему прошлому и уважение к настоящему. Воспитывать любовь к малой Родине, родному краю.
Материал:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Иллюстрации картин «Жизнь переселенцев Кубани», «Конь Казака», портрет Екатерины II, З. Чепега.
Предварительная работа:
Беседы: «Кто населял Кубань раньше».
«Кого называли казаками»
Ход занятия
Воспитатель:
Как жили деды-прадеды
Поведать, я хочу.
О казаках кубанских
Сейчас вам расскажу.
Кубань ведь наша Родина,
Ее мы прославляем.
Стихи и песни
Мы ей посвящаем.
Ребята, у всех народов мира есть история и все хотят знать откуда взялись и как жили их предки. История – это наука о прошлом, о том, что было давным давно. История – это дорога во времени, хотите по этой дороге пройти и узнать все о нашей родной земле?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
А ну-ка, скажите, как называют нашу малую Родину одним красивым словом.
Дети: Кубань
Воспитатель: Правильно.
На краю Руси обширной
Вдоль Кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков.
Много лет войску Кубанскому
Много лет и казакам
Атаману войсковому
И станицам, городам.
Воспитатель: Я сейчас вам расскажу об истории рождения Кубани.
В 1792 году царица Екатерина II подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья Лабы за верную службу, и переселила их для охраны южных границ своего царства. Возглавлял казачье войско атаман Захарий Чепега. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины –Екатеринодар.
Там, где выгнула русло река как подкову,
У глинистой кручи
Свиток царский был раскручен
прочитали под гул тросника:
«Здесь границу держать
Защищать от врагов
И пшеницу сажать
И растить казаков».
Казаки при устройстве своих станиц придерживались старых традиций, создавая свои курени вблизи степных рек, на удобных для скотоводства и земледелия участках. В целях обороны, селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Станица охранялась караулом. На Кубани строились мазанки, курени, избы, хаты.
Воспитатель: А сейчас ребята отгадайте загадки
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… /конь/
Правильно ребята, конь для казака это и боевой товарищ, и защита, и помощник, и верный друг. В домашнем хозяйстве они занимали почетное место.
Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня.
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Физкультминутка «Конь».
Конь меня в дорогу ждёт, (Скрестить руки за спиной.)
Бьёт копытом у ворот, (Высоко поднимать и опускать одно колено.)
На ветру играет гривой (Наклонять голову вправо, влево.)
Пышной, сказочной, красивой. (Поворачивать голову вправо, влево.)
Быстро на коня вскачу, (Прыжком поставить ноги врозь, в руках «зажать» уздечку.)
Не поеду – полечу! (Ритмичные полуприседания.)
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекою (Продолжая делать ритмичные полуприседания, приложить ладошку – «козырёк» ко лбу и смотреть вдаль.)
Помашу тебе рукою. (Продолжая делать ритмичные полуприседания, махать рукой над головой).
В казачьих семьях глава семьи – казак. Казаки в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Они охраняли границу от врагов. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Дети всегда помогали родителям, выполняли их поручения. Стариков казаки уважали, слушали их советы и называли на «Вы» или «батько».
Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Игра «Любо, не любо»
Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «любо»
Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»
Дети: «не любо»
Воспитатель: при входе пропускают старшего.
Дети: «любо»
Воспитатель: Младшие перечат старшим и делают все по-своему.
Дети: «не любо»
Воспитатель: При совместных мероприятиях младшие не спрашивают мнение старших.
Дети: «не любо»
Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленного его исполнение.
Дети: «любо»
Воспитатель: Если называли старшего «старик», «дед»
Дети: «не любо»
Воспитатель: «А если «батько»
Дети: «любо»
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы! Вы так много знаете, так дружно отвечаете. Не забывайте историю своих предков, традиции и обычаи, любите и почитайте свою Родину, родителей, старших, своих друзей.