Елена Полякова
Конспект занятия по информационной грамотности в подготовительной к школе группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и уточнить представления детей о зиме и зимних месяцах.
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Публикация «Конспект занятия по информационной грамотности в подготовительной к школе группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Зимние месяцы», набор карточек о приметах зимы и карточка белого цвета – модель зимы, снежки из ваты.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о том, что зима наступила, подойдем к мольберту и поиграем в игру:
Дидактическая игра «Наступила зима».
(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах
зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется
посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).
- Почему летом тепло, а зимой холодно?
(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).
- Какая земля зимой?
(Мерзлая, вся покрыта снегом).
- А реки?
(Скованы льдом).
- Что вы видите на этой карточке?
(Отлет птиц).
- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?
(Зимой холодно и голодно).
- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?
(Сделать кормушки, подкармливать птиц).
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы. А у зимы много своих зимних сказок! Хотите, я расскажу вам сказку о зимних месяцах? (да) Чтобы удобно было слушать, присаживайтесь, пожалуйста, на ковер.
Сказка «Зимние месяцы»
Жила-была на свете волшебница Зима. Да только стара она стала землю снегом укрывать, да за холодными ветрами приглядывать. Подумала Зима и решила все свои заботы да дела передать трем сыновьям. Звали сыновей: Декабрь, Январь и Февраль.
Сыновей трое, и месяцев зимних тоже три. Да только кому за каким месяцем приглядывать? Придумала тогда Зима дать сыновьям поручения, да посмотреть, кто с каким лучше справится.
Позвала зима сыновей и говорит :
- Взрослые вы уже стали, вот и хочу я посмотреть, что вы умеете. Вот вам моё первое задание. Отправляйтесь в лес, да проверьте, все ли лесные звери к холодам готовы.
Первым быстрее всех вернулся средний сын – Февраль, не смог он за всеми зайцами и белками угнаться да проверить, сменили ли они шубки. Ни с чем вернулся и Январь – не уговорил проснувшегося медведя в берлогу обратно залезть. Зато Декабрь, самый младший, да озорной, дружбу с лесными зверями давно вел, везде успел – и шубки у всех проверил, теплые ли, и ветер попросил медведю колыбельную спеть.
Решила тогда Зима – Декабрю быть хозяином первого месяца. А Январю и Февралю дала другое задание – кто снега больше наметёт, да речку крепче льдом скуёт. Оба сына хорошо справились, да Январь лучше. Решила Зима быть ему вторым. А Февралю остался последний месяц.
Так и стали три брата: Декабрь, Январь и Февраль, каждый в свой черед за зимними месяцами присматривать. Так ли дело было или нет мне не ведомо, да только называем мы три зимних месяца так же как звали сказочных сыновей волшебницы Зимы Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: - Запомнили как звали сыновей Зимы? (декабрь, январь и февраль)
Просмотр слайдов на интерактивной доске:
1 слайд. Воспитатель: Декабрь – какой по счету месяц зимы? (первый)
Да, действительно, зима начинается с декабря. В декабре небо часто закрыто
тучами, идёт снег. Начинаются зимние морозы. Декабрьские морозы строят
ледяные мосты на озерах, реках, прудах. Растения и некоторые животные спят под снегом. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
2 слайд. Радуются зиме дети. Какие зимние забавы вы знаете? (Кататься с горки на санках, ледянках, играть в снежки, лепить снеговика, снежную крепость строить, кататься на коньках и лыжах)
Физкультминутка «Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,
И снегу кувыркаться ( делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
—бабу снежную лепить ( снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой! (хлопайте в ладоши).
3 слайд. Воспитатель: А как называется второй по счету зимний месяц? (январь)
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. В народе говорят: «Январь – году начало, зиме середина». 1 января – праздник Нового года.
- Что люди наряжают на этот праздник? (елку)
4 слайд. Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называется третий месяц зимы? (февраль)
Погода в феврале ветреная, вьюжная. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Воспитатель: Ребята, давайте назовем признаки зимы, которые вы запомнили?
Упражнение «Назови действие» (отвечает тот ребенок, кому воспитатель кинул снежок)
Зимой метель (метёт)
Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк (воет)
На зиму медведь в берлоге (засыпает)
Мороз щёки и нос (щиплет)
Зимой вода в реке (замерзает)
Иней на ветках деревьев (блестит)
Зимой снег всё вокруг (накрывает)
Деревья зимой (спят)
Под снегом травка зимой (греется)
Зимой насекомые (прячутся)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Воспитатель: Вам домашнее задание: «Зачем человек зимой надевает шубу?»
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?
Узнать информацию по данному вопросу вы можете, спросив у взрослых, посмотрев познавательные мультфильмы или передачи по телевизору или интернет-каналам. А завтра вы расскажите свои версии, и мы найдем правильный ответ.
( Ответ: шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, не пускает к нему холод).
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили, что нового узнали? Кому что понравилось? Что надо узнать? (Дети передают друг другу снежок).