Евгения Леонтьева
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы
Цель. Познакомить детей с образованием чисел второго десятка.
Задачи.
• Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
• Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
• Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами : вверху, внизу, слева, справа.
Дидактический наглядный материал :
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Демонстрационный материал. Полоска бумаги, 15 кругов, магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 помидор, магнитная доска, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).
Раздаточный материал. Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка, резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат).
Ход деятельности:
Организационная часть-эмоциональный настрой.
Дети становятся в круг.
Воспитатель : Ребята, кот Матроскин прислал нам видеописьмо, в котором приглашает нас к себе в деревню Простоквашино. (На экране транслируется фрагмент мультфильма, где говорит кот Матроскин. Воспитатель заранее монтирует речь, где кот приглашает ребят к себе в деревню. Урожай уже собран, но остались дела по заготовке урожая. У кота теперь две коровы и молока стало больше. Он просит ребят помочь ему сосчитать надой.)
Основная часть.
Мы можем вместе отправиться на поезде в Простоквашино. (Дети становятся друг за другом держаться за плечи. Проходят по группе змейкой).
Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком».
На доске 10 кругов.
- Это банки с молоком, которые приготовил Матроскин.
- Отсчитайте столько же счетных палочек и пересчитайте их.
- Перевяжите палочки резинкой, у вас получился пучок, из десяти палочек.
- «Сколько пучков у вас получилось? (Один)
– Сколько палочек в пучке? (10)
- Один пучок называется десятком. Очень давно его называли дцать.
- Обозначьте один десяток цифрой и назовите число». (10)
Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладется еще один круг. Он поясняет, что дальше Матроскин считать не умеет, и предлагает детям вместе с ним научиться считать дальше.
- «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети кладут на пучок еще одну палочку.)
- Сколько у нас десятков (Один десяток.)
- Сколько единиц над десятком?» (Одна единица.)
Воспитатель называет новое число: «Один-на-дцать». Дети обозначают число с помощью цифр и уточняют, сколько в нем десятков и единиц. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.
Воспитатель выкладывает на доскееще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы:
- «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин?
- Сколько у нас десятков? (Один десяток.)
- Сколько единиц над десятком? (Две единицы.)
- Какое число у нас получилось? Обозначьте его цифрами». (Две-на-дцать.)
Таким образом дети считают до 15.
А сейчас Матроскин приглашает нас в свой погреб с овощами. Помочь ему разобрать овощи на салат. Дети встают «паровозиком» едут в погреб.
Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».
Воспитатель сообщает детям, что Матроскин хочет приготовить салат из 5 овощей. Воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 помидор и спрашивает у детей :
- «Сколько всего овощей взял Матроскин? (5)
- Сколько каких овощей он взял? (4 моркови и 1 помидор)
Как вы составили число пять?» (4+1)
Затем выкладывает 10 морковок и 10 помидор и предлагает детям по - другому составить число 5.
Все варианты выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).
Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».
Такой не простой рецепт мы предложили Матроскину. Он нас просит записать рецепт. (У детей наборы цифр. Воспитатель предлагает записать рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта салата.)
0+5=5
1+4=5
2+3=5
3+2=5
4+1=5
5+0=5
Кот приглашает нас немного поиграть.
Физкультминутка «Кот Матроскин».
Кот Матроскин моет нос, (имитируют мытьё носа лапкой)
Лапкой трёт длиннющий хвост, (руками «проводят» по хвосту)
Чешет ушки, шёрстку трёт,
(руками поочерёдно проводят по ушам, голове, плечам)
Вокруг миски обойдет, (руки на пояс, делают круг впереди себя)
Очень котик наш устал, (ладони к щекам, качают головой)
На подушку он упал… (ладони вместе, прижаты к правому уху)
Глазки котик закрывает, наш Матроскин отдыхает…
(закрывают глаза)
У Матроскина еще есть пасека. Вы знаете, что такое пасека? Воспитатель выслушивает ответы детей. Сейчас мы с вами отправимся на пасеку. Дети встают
«паровозиком» идут друг за другом.
Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с медом по весу».
На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает внимание детей на то, что все они разные по весу, и просит расставить баночки, начиная с самой легкой и заканчивая самой тяжелой.
Воспитатель показывает самую легкую баночку, обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и выбирают из них самые легкие. Третий ребенок сравнивает выбранные баночки, определяет самую легкую и ставит рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают самые легкие и расставляют их в ряд. Вместе дети называют вес каждой баночки: «Легкая, тяжелее, еще тяжелее… и самая тяжелая».
Дети отправляются в погреб к Матроскину.
Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».
У детей альбомные листы и геометрические фигуры. Воспитатель рассказывает как Матроскин хотел разложить овощи в погребе, где какие овощи будут лежать в погребе, и располагает их на магнитной доске: капуста посередине (дети кладут на листы бумаги зеленые круги, слева от капусты – морковь (дети выкладывают треугольники, справа от капусты – свекла (выкладывают красные круги, над капустой – лук (желтые круги, под капустой – картофель (квадраты).
Затем дети рассказывают, как разложены овощи.
Заключительная часть.
Ну что же,ребята, мы с вами сегодня побывали в гостях у кота Матроскина, помогли ему разобрать урожай, навести порядок. Вместе с этим мы познакомились с числами и цифрами второго десятка до 15. Составляли число пять из разных чисел. Расставляли баночки по весу. Вспоминали где у нас лево,право, верх, низ. Пора нам возвращаться в детский сад. Собираем вагончики.
Вот мы и вернулись в д/с.