Анна Шехова
Конспект занятия «Путешествие в картинную галерею на выставку картин» для детей 5– 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в картинную галерею на выставку картин
Программное содержание: воспитывать патриотическое чувство на основе интереса к живописи русского художника М. В. Нестерева. Учить детей правильному построению предложений. Развивать речь детей, пополняя словарный запас (галерея, отрок, репродукция и т. д.) Закрепить умение отвечать на вопросы по сюжету картины, составлять описательный рассказ.
Материал: презентация «Творчество художника М. В. Нестрева»
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в картинную галерею на выставку картин“ для детей 5– 6 лет» размещена в разделах
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с нескольких вопросов. Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Как называется наш город? (ответы детей) Любите ли вы свою страну, свой родной город?
Дети: Да
Воспитатель. А сейчас я хочу вас пригласить в галерею. Может вы знаете, почему она так называется? (ответы детей) Правильно галерея это то место где многие художники выставляли свои картины. И вот сегодня мы с вами отправимся в галерею на выставку картин художника, который очень любил свою Родину. Он писал много картин о нашей стране, изображая ее красоту и удивительных людей. И зовут его Михаил Васильевич Нестеров. Вот его портрет.
Родился Михаил Васильевич Нестеров 31 мая 1862 г. в Уфе в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1874 г. уехал в Москву, чтобы продолжить образование в реальном училище. В 1886 г. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия», «Святая Русь», росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е гг. XX в.) и других храмах.
Ребята, посмотрите, вот эта картина называется «Пустынник». Для Михаила Васильевича эта картина стала настоящей «путёвкой в жизнь». Какое время года изобразил художник?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно осень. Нестеров редко писал летние, «яркоцветные» пейзажи. Гораздо милей ему были скозящие, остывающие краски осени просвечивающими обнажёнными островами деревьев, хрустящей изморозью на траве, стекленеющими, уже готовыми схватиться льдом речными просторами. Не нарушая тишины, опираясь на палку, неслышной походкой осторожно ступает старец в монашеской одежде, в лаптях, с четками в руке. Красота природы, окружающей старца, привычна ему, как мир близких чувств, он весь растворен в тихом ее созерцании. Именно эта природа порождает молчаливое сосредоточенное настроение, полное покоя и внутренней тишины. А теперь перейдем к другой картине Нестерова, она называется «На Руси» (Душа народа). Перед нами широкая река. Это Волга. Вдоль неё идет огромная процессия. Люди, идущие в толпе, несут иконы. Значит процессия религиозная возможно художник изобразил крестный ход. Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Ребята я вам предлагаю немного размяться
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Покачивание туловищем влево-вправо)
Ветер тише-тише-тише, (Приседания)
Деревцо все выше-выше. (Встать на носочки, потянуться)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующая картина художника называется «Под Благовест». Ребята, посмотрите внимательно на картину, как вы думаете, какое время года изобразил художник?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно ребята, это ранняя весна. Изображен тихий вечер ранней весны, когда так робка нежная зелень деревьев, когда природа еще не успела набрать настоящей силы и находится в недвижном ожидании. Два монаха, один молодой, другой старик, проходят мимо зрителя, углубленные в чтение молитвенников. Повседневная сцена монастырской жизни не имеет сюжетного начала. Название картины, скорее, определяет время действия, его настроение, а не характер. И вместе с тем художник достигает здесь раскрытия образов во всей их характерности, их отношения к религии, к миру, к этой удивительной тишине весеннего вечера.
Так же М. В. Нестеров рисовал много картин посвященные святому Сергею Радонежскому, которого русский народ почитает. Вот эта картина называется «Труды Преподобного Сергея Радонежского» она состоит из трёх картин и составляет «триптих». Триптих – это произведение искусства, состоящее из трёх частей. На них изображены моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главную роль на этих полотнах Несте-рова играет пейзаж, причем разных времен года. На всех картинах триптиха Сергий подает пример братии.
Эта картина называется «Видение отроку Варфоломею». И сейчас я расскажу вам о её написании интересную историю. Варфоломей – это имя мальчика. Он не такой по возрасту, как вы, он немного постарше, но еще и не взрослый. Детей в таком возрасте называли отроками. Эта картина рассказывает о том, что увидел мальчик Варфоломей, вот поэтому она так и называется «Видение отроку Варфоломею». Мальчика Варфоломея отец послал искать потерявшихся же ребят, он обрадовался этому, потому что мальчик любил одиночество, уединение. Ему нравилось любоваться красотой родного края. По пути Варфоломей встретил незнакомого старца, который стоял под дубом и молился. Мальчик скромно отошел в сторону и ждал, когда незнакомец перестанет читать молитву. Дети, как вы думаете кто этот старец?
Дети: монах, старый человек
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: у него нимб над головой.
Воспитатель: Наконец старец ласково подозвал его и спросил: «Что тебе надо, чадо? Так в старину звали детей. «Хочу научиться читать слово Божье» - ответил Варфоломей, очень из – за этого печалюсь».
Воспитатель. Что такое слово Божие? (ответы детей) Это значит, что мальчик хочет научиться читать, т. е. научиться грамоте. «Помолись за меня Богу!» - просит мальчик. Святой откликнулся на просьбу мальчика и опять долго молился, а закончил молитву словами «Аминь», что означает всё верно. Варфоломей так обрадовался и не напрасно, придя домой, и, взяв молитвенник, он убедился в силе молитвы этого святого. Когда этот мальчик вырос, он стал настоятелем монастыря и стал называться Сергием Радонежским. Это он благословил князя Дмитрия Донского на победу над монголо-татарами.
Воспитатель: Вот такие картины рисовал художник Михаил Васильевич Нестеров, которые были наполнены любовью к родине, к и её истории, её традициям и вере. Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия? Какая из картин понравилась больше? Что нового узнали?