Татьяна Князева
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня»
Цель: 1. вызвать интерес к росписи дымковской игрушки;
2. закрепить знания об элементах дымковской росписи;
3. учить располагать узор на геометрической форме – квадрат,
прямоугольник, сочетая их по цвету;
4. ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью:
«булочка», «горошина», названия игрушечных барышень :
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
«водоноска», «франтиха», «нянька».
Методы и приё мы: беседа, рассматривание, поощрение, художественное слово.
Словарная работа: Названия дымковских барышень : «водоноска», «франтиха», «нянька»; элементы росписи: «горошина», «булочка».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек, дидактические игры «Узнай элемент», «Найди пару», «Домино».
Индивидуальная работа: закрепить с Дашей Д. умение рисовать дымковский элемент «булочка»; с Алёшей Б. – умение рисовать линии на одинаковом расстоянии.
Оборудование: демонстрационный: для воспитателя – расписной кокошник, длинная юбка; три образца из альбома. Раздаточный: листы белой бумаги; гуашевые краски: красная, синяя, жёлтая, зелёная; кисти № 2, 3; баночки для воды; салфетки.
Ход занятия
Воспитатель (в наряде дымковской мастерицы). Здравствуйте ребятушки! Узнали меня? Я мастерица из Дымково. Пришла я к вам по делу. Скоро у нас в селе будет праздник, именуемый Свистунья. На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собралось приехать к нам, а наряды все поизносились. Отправили меня в магазин за тканью для юбок. Да вот беда: не продают в наших магазинах такую ткань, чтобы можно было сшить из неё юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставляет образцы). Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются?
Дети. Рисунок разный: кольца, линии и т. д.
Мастерица. Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета?
Дети. Кольца красные.
Мастерица. Почему все одинаковые по цвету?
Дети.
Мастерица. Как расположены полоски на ткани?
Дети. На одинаковом расстоянии. (Показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии).
Мастерица. Зачем между линиями оставлено место?
Дети.
Мастерица. А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от двух первых?
Дети. Эта ткань в клеточку.
Мастерица. Правильно, эта ткань в клетку. Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки?
Дети. Рисовать линии на одинаковом расстоянии.
Мастерица. Правильно, рисовать линии на одинаковом расстоянии. Дети, а что расположено в клеточках?
Дети. Овалы.
Мастерица. Да, эти овалы называются в дымковской росписи «булочки». Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой – «булочку»? Почему нельзя?
Дети.
Мастерица. Видите сколько секретов необходимо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Поэтому в магазинах нет таких тканей. Пока найду, уж и праздник подойдет, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь?
Дети. Да, поможем!
Мастерица. Тогда мы с вами распишем ткани! Покажите, как вы будете рисовать прямые линии. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо. (Дети показывают сухой кистью на образце).
А как можно нарисовать «булочки», чтобы они получились одинаковыми?
Дети. Приложить кисть к бумаге.
Мастерица. Вот ведь какие догадливые! Конечно примакиванием. Посмотрите, на ткани есть ещё крупные точки. Как их ласково называют?
Дети. Горошины.
Мастерица. Горошины я предлагаю нарисовать ватной палочкой, тогда они будут все одного размера, и узор от этого станет ещё краше. Но дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор, не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно.
Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие.
А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы они в узоре смотрелись красиво. Ткани могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.
Дети садятся за столы и выполняют работу. В ходе работы мастерица наводящими вопросами помогает определить красивые сочетания цветов. По окончании работы все рисунки собираются на трёх столах в соответствии с типом композиции узора (кольца, линии, клетка) Рассматривая совместно с детьми ткани, она обращает внимание на то, что один и тот же узор, украшенный линиями, в зависимости от цвета смотрится по-разному. Обращает внимание на ткань, украшенную большими кольцами, которые видны издалека, на одинаковый размер колец в узоре; на ткань в клетку особо отмечает ритмичное расположение линий (вертикальных и горизонтальных, обеспечивающих равные клетки в узоре.
Мастерица. Ребятушки, какие вы молодцы помогли мне! Теперь барышни останутся, довольны, увидев, такие ткани и вовремя сошьют на праздник юбки. Мне пора уходить. До свидания!