Людмила Анхимова
Конспект педагогической деятельности по экологии для детей 5–6 лет «Такой пакет нам не нужен!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогической деятельности для детей 5-6 лет
Тема: «Такой пакет нам не нужен!»
Образовательная область: Познавательное развитие
Воспитатель: Анхимова Л. В.
Цель: Способствовать формированию представлений детей об экологической проблеме, связанной с губительным воздействием полиэтиленовых пакетов на окружающую среду и уменьшению их использования для сохранения экологии.
Публикация «Конспект педагогической деятельности по экологии для детей 5–6 лет „Такой пакет нам не нужен!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Целлофановые, полиэтиленовые, мусорные пакеты. Поделки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления, видами и значением для жизни человека пластиковых пакетов;
- Способствовать формированию у детей знаний о пагубном влиянии полиэтиленовых пакетов на окружающую среду;
- Формировать представление о необходимости замены полиэтиленовых пакетов на сумки из ткани;
- Способствовать развитию умения определять материал, из которого изготовлен предмет;
- Способствовать формированию навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- Создать условия для формирования интереса у детей к изготовлению экологических листовок, призывающих как можно меньше использовать полиэтиленовые пакеты.
Развивающие:
- Способствовать развитию и совершенствованию творческих способностей детей, познавательного интереса, наблюдательности и умения сравнивать;
- Способствовать развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, речи.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, стремление вносить посильный вклад в защиту окружающей среды;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание включаться в творческую и экспериментально-исследовательскую деятельность;
- Поддерживать инициативность, доброжелательные отношения детей друг к другу, желание работать в команде и оказывать помощь друг другу.
Предварительная работа: Настольно-печатная игра «Что из чего сделано?», беседа на тему «Что такое выставка?», игра малой подвижности «Гонка мячей».
Материалы и оборудование: Предметные картинки для игры «Что лишнее?» (деревянные - ложки, стул, дом, линейка, бумажный пакет; пластиковые - пакет, ведро, LEGO-конструктор, расческа, пирамидка, предметные картинки (кот, конфета, капуста, кастрюля, колесо, мак, молоток, медведь, малина, муха, ширма, пакеты полиэтиленовые и бумажные отличающиеся по цвету, форме, размеру, виду ручки, магнитная доска, фотографии иллюстрирующие вред пластиковых пакетов для окружающей среды, полиэтиленовые пакеты собранные в комочек для подвижной игры «Пакет за пакетом», фартуки и перчатки на каждого ребенка, схема «Правила поведения при проведении экспериментов», сумки из ткани, видеопрезентация «Пластиковый пакет – друг или враг?», ИКТ, бумага А5 белая и тонированная, клей, ножницы, фломастеры, картинки-заготовки для листовок.
I. Вводная часть
Дети входят в группу
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас! Сегодня вас ждут интересные открытия, увлекательные задания и конечно игры. Для начала предлагаю вам разделиться на две команды при помощи картинок. Ребята, у которых предмет, изображенный на картинке начинается на звук «К» подходят к столу справа, а ребята у которых предмет начинается на звук «М» подходят к столу слева. Внимательно рассмотрите картинки, лежащие на столах и попробуйте догадаться какой предмет является лишним.
Игра «Что лишнее?»
На столах лежат картинки с изображением предметов изготовленных из одного материала (дерево и пластик). Одна из картинок является лишней, так как, изготовлена из другого материала (пластиковый пакет и бумажный пакет). Воспитатель предлагает детям найти лишний предмет и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Ребята, какая картинка оказалась лишней? Почему?
Дети: Полиэтиленовый пакет, так как он сделан из пластика, а не из дерева. Бумажный пакет, так как он сделан из дерева, а не из пластика.
Воспитатель: Совершенно верно, вы прекрасно справились с первым заданием.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку. Вы знаете, что такое выставка? Какие бывают выставки? (Ответы детей) Правильно, выставка – это показ, демонстрация каких-либо объектов, например, выставка картин, книг, кошек, бабочек и др. Но я вас приглашаю на совершенно необычную выставку. Вам интересно?
Дети: Да!
Дети с воспитателем подходят к выставке пакетов.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать эту выставку?
Дети: Выставка пакетов.
Воспитатель: Совершенно верно, это выставка пакетов. Обратите внимание, все пакеты на этой выставке разные, чем они отличаются?
Дети: По цвету, по форме, по размеру, есть пакеты из пластика, есть пакеты из бумаги, у них разные ручки.
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужны пакеты?
Дети: Пакеты нужны для того, чтобы переносить и хранить вещи, складывать продукты в магазине, дарить подарки.
Воспитатель: Все верно. Какой пакет вам нравится больше? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что на выставке пакетов, можно не только рассматривать пакеты, с пакетами можно играть? (Ответы детей)
Динамическая пауза «Пакет за пакетом» (с музыкой)
Дети встают в круг. Два ребенка, стоящих друг напротив друга получают по пакету, собранному в комок. Пока играет музыка дети передают друг другу пакеты в одном направлении, стараясь, чтобы один пакет догнал другой. Воспитатель время от времени останавливает музыку и меняет задание – способ передачи пакета (над головой, за спиной, под коленкой и т. д.)
Воспитатель: Как вы думаете, какой пакет более прочный и долговечный? Какой пакет мы возьмем, чтобы отправится в магазин за покупками? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики и посмотреть небольшой видеоролик.
Воспитатель предлагает к просмотру видеоролик «Пластиковый пакет – друг или враг?». Дети присаживаются на стульчики, смотрят видеоролик.
Текстовое содержание видеоролика:
Сегодня полиэтиленовые или пластиковые пакеты мы встречаем повсюду, без них не обходится практически ни одна покупка в супермаркете. Но такие пакеты существовали не всегда. Первые пластиковые пакеты появились в Америке примерно семьдесят лет назад, это когда ваши прабабушки и прадедушки были совсем маленькие. Удобные, практичные, дешевые полиэтиленовые пакеты сразу завоевали огромную популярность.
Но спустя годы оказалось, что пластиковые пакеты представляют огромную угрозу для нашей планеты. Выброшенные в мусорное ведро пакеты нередко разносятся ветром из мусорных баков по городам, валяются на дорогах, в парках, плавают в водоемах, цепляются за ветки деревьев. Из-за этого погибает огромное количество живых существ, отравляется почва, наносится вред всей природе.
Ежегодно тонны пластиковых пакетов попадают в воду. Этот мусор вызывает гибель многих морских обитателей, которые принимают его за пищу. Официально установлено, что ежегодно от пластиковых пакетов погибают более 100 тыс. китов, тюленей, черепах, рыб и птиц. Животные заглатывают обрывки пакетов, принимая их за еду. Птицы и небольшие сухопутные животные погибают, запутавшись в пластиковых пакетах.
Пластик – один из самых опасных материалов. Попадая в почву, он выделяет вредные вещества, тем самым отравляя ее. Кроме того, пластиковые пакеты мешают растениям получать свет и питательные вещества, которые им необходимы.
Пластиковый пакет, попавший в почву, разлагается там более 100 лет.
В настоящее время все экологи призывают людей к полному отказу от полиэтиленовых пакетов.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно посмотрели видеоролик, расскажите, пожалуйста, что вы узнали о пластиковых пакетах?
Дети: Пластиковые пакеты появились, когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, пластиковые пакеты наносят вред природе, они засоряют нашу планету, от них погибают животные, они отравляют почву, мешают растениям, долго разлагаются в почве.
Воспитатель заслушивает ответы детей, подкрепляя их фотографиями, иллюстрирующими ответ.
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, пластиковый пакет разлагается, т. е. исчезает в почве примерно через 100 лет. Как вы думаете бумажный пакет растворится, исчезнет в почве быстрее или нет? (Ответы детей) Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить это.
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и пройти в лабораторию.
Экологический опыт «Разложение полиэтилена и бумаги в почве»
Дети входят в лабораторию, на столах лежат кусочки бумажной салфетки, кусочки полиэтиленового пакета по одному на каждого ребенка, стаканы, наполовину наполненные почвой по два на каждого ребенка, стаканы с водой по одному на каждого ребенка, ложки на каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к нашему эксперименту, обратите внимание на правила поведения при проведении экспериментов. Воспитатель показывает ребятам схему «Правила поведения при проведении экспериментов». Во-первых, нужно внимательно слушать задание, во-вторых, не следует шуметь и перебивать друг друга, в-третьих, нужно быть аккуратными, стараться оставить чистыми одежду, руки и стол за которым вы работаете. Итак, приступим к нашему эксперименту, предлагаю вам взять кусочек полиэтиленового пакета и положить его в стакан с почвой, затем возьмите кусочек бумажной салфетки и положите его в другой стакан с почвой. Возьмите стакан с водой и вылейте ее в оба стакана, примерно поровну. Возьмите ложку, хорошенько перемешайте почву сначала в одном, затем в другом стакане. Теперь с помощью ложки попробуйте найти кусочек пакета и салфетки. Что с ними произошло?
Дети: С кусочком пластикового пакета ничего не произошло, он остался таким же. Кусочек бумажной салфетки порвался, развалился на несколько частей, начал растворятся в почве.
Воспитатель заслушивает ответы детей, обобщает их, подводит детей к самостоятельной формулировке вывода.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам снять фартуки и вернуться к нашей выставке пакетов. Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какой пакет лучше?
Дети: Лучше бумажные пакеты.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) Все верно, пластиковые пакеты представляют огромную угрозу для нашей планеты, они засоряют города, леса, водоемы и очень долго разлагаются. Бумажные пакеты изготовлены из древесины, они не так опасны для животных и разлагаются в природе намного быстрее, тем самым причиняя меньший вред нашей планете. Поэтому, если выбирать между пластиковым и бумажным пакетом, правильнее будет выбрать бумажный пакет. Но бумажные пакеты не такие прочные как пластиковые, они быстрее рвутся, могут намокнуть от дождя, поэтому их придется чаще покупать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можем ли мы совсем отказаться от пакетов? Чем мы можем их заменить? (Ответы детей) Правильно, вместо пакетов мы можем использовать многоразовые сумки из ткани, так называемые эко-сумки. Они очень прочные и долговечные, если такая сумка порвалась или испачкалась ее можно просто постирать и зашить. Такая сумка может использоваться много-много лет.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете о том, какой вред природе причиняют полиэтиленовые пакеты, но многие дети и взрослые об этом не знают. Я предлагаю вам подготовить листовки, которые расскажут людям об этой проблеме.
Творческое задание «Экологические листовки «Такой пакет нам не нужен!»
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежат необходимые материалы для изготовления листовок (картинки-заготовки с изображениями и надписями, ножницы, клей, фломастеры, белая и тонированная бумага А5). Воспитатель показывает варианты оформления, дети приступают к работе.