Ольга Шарипова
Конспект педагогического мероприятия для детей среднего возраста «Таежные жители Прибайкалья» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Животный мир Прибайкалья необычайно богат. Данный конспект педагогического мероприятия составлен с учетом регионального компонента экологического образования и направлен на развитие экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром Прибайкалья. Конспект поможет в интересной и доступной для детей форме усвоить некоторые программные задачи, а именно: ознакомиться с многообразием и богатством животного мира Прибайкалья, закрепить правила поведения по отношению к животным, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия для детей среднего возраста „Таежные жители Прибайкалья“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прибайкалье
- Темочки
Тема: «Таежные жители Прибайкалья».
Программное содержание: закрепить и расширить представления детей о животном мире Прибайкалья, познакомить детей с лосем, рысью, соболем (внешний вид, повадки, среда обитания, развивать умение исключать лишнее и обобщать по главным признакам, развивать слуховое внимание, координацию слова с движением, развивать у детей экологическое мышление и образное представление, воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: аудиозапись «Звуки леса», игрушки: заяц, лиса, белка, медведь, лесник; дидактические игры «Кто где живет», «Найди лишнее», ИКТ.
Предварительная работа: беседы о животных Сибири, дидактические игры «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», пазлы «Собери картинку», чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений сибирских поэтов о животных, ситуативные разговоры о жизни и среде обитания диких животных.
Ход педагогического мероприятия.
Дети занимаются свободной самостоятельной деятельностью. Раздается телефонный звонок. После разговора по телефону воспитатель говорит детям, что пришло сообщение. Текст сообщения: «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю всех вас к себе в гости. Буду очень рад встречи с вами! Ваш друг лесник».
Воспитатель. Ребята, а кто такой лесник? Где он живет? Как называется его домик? Расскажите.
Рассказ детей о леснике.
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. Его домик называется сторожка).
Воспитатель. Отправимся к нему в гости (ответы детей). А на чем мы отправимся? (ответы детей). Хорошо, садитесь на лодочку, закрывайте глазки…
(звучит музыка – «звуки леса»)
Воспитатель. Открывайте глаза. Где мы оказались? (ответы детей).
Показ слайдов с изображением леса.
Воспитатель. А как такой лес называется? (ответы детей)
Воспитатель. Кто же живет в тайге (ответы детей). Отгадайте загадки.
Показ слайдов. Воспитатель читает загадки, на мониторе – отгадки в виде картинки.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (волк)
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь)
(По мере показа картинок дети рассказывают о каждом животном.)
Воспитатель. А вот и первый таежный житель : заяц.
Заяц спрашивает, куда идут дети и просит выполнить с ним гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика
Птичка крылышки сложила, (Движения глаз вверх – вниз.)
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела, (Движения глаз вправо – влево.)
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела, (Круговые движения глаз.)
Наша птичка улетела.
Воспитатель и дети прощаются с зайцем и встречают лису, которая просит помощи: найти каждому жилище. Она играла в прятки со своими друзьями и все перепутала. Забыла, кто, где живет.
Проводится дидактическая игра «Кто где живёт?». Детям раздаются карточки с изображением животных. На фланелеграфе вывешиваются картинки (логово, нора, берлога, дупло). К каждой картинке подбирается соответствующая карточка.
Воспитатель и дети прощаются с лисой и встречают белочку, которая предлагает сделать физминутку. Мы знаем, что как важна вода и для человека, и для животного. Представим, что мы дикие животные и идем на водопой. Громко называйте детенышей животных и показывайте соответствующие движения.
Физкультурная пауза
Как- то раз лесной тропой звери шли на водопой
За мамой лосихой топал – лосенок.
За мамой лисой крался – лисенок.
За мамой медведицей шел – медвежонок.
За мамой зайчихой прыгали зайчата.
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель и дети прощаются с белочкой и встречают медведя, который рассказывает еще об одних обитателях тайги: лосе, рыси и соболе.
Показ слайдов.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
Лось - самый крупный вид семейства оленевых. Летом лоси питаются травянистыми растениями, грибами. В сильную жару они прячутся под веточками, там же и спят в валежниках. Зимой питаются корой деревьев, веточками кустарников. В большие морозы лоси ложатся в рыхлый снег, чтобы согреться. Какую пользу для людей лось приносит? У лосей молоко похоже на коровье, используют в лечебном питании.
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это. (рысь)
Рысь — типичный для тайги хищник. У нее гибкое тело, короткий хвост, на ушах кисточки. Пятнистая шерсть делает рысь незаметной. Рысь питается зайцами, куропатками, рябчиками, мелкими грызунами. Может нападать и на кабанов, лосей, оленей. Рысь отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге. Она отлично лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает. Также она отлично выживает среди снегов. Роль рыси в природе важна. Они, как и волки, уничтожают слабых, больных животных. Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, яма, земляная пещера или расщелина скал.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец. (соболь)
Соболь – ценнейшее пушное животное. Основное местообитание – глухая, темная тайга, где растет кедр. Питается соболь мышами. Мелкими птицами. Летом поедает ягоды: голубику, рябину, черемуху, шиповник. Очень любит кедровые орешки. Убежище себе строит в дуплах поваленных деревьев, пнях, иногда в земляных норах.
Воспитатель. Что за шум? Пойдемте посмотрим. Оказывается, это спорят разные животные. Они все утверждают, что живут в тайге, здесь у нас в Прибайкалье.
Проводится дидактическая игра «Найди лишнее».
Медведь прощается с детьми.
Дети идут по дорожке к домику лесника. Воспитатель стучит в дверь домика.
Выходит дедушка лесник.
Воспитатель. Здравствуй, дедушка лесник. А мы к тебе пришли в гости.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встретились в лесу?
Лесник. Стало привычным называть животных братьями меньшими. Так мы выражаем наше чувство дружбы, которое сложилось между человеком и животными.
Дети подходят к иллюстрациям, где изображен мусор, сломанные деревья, лес после пожара и т. д.
Воспитатель. Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил?
Лесник. Сделали это люди. Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут, цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, так можно делать? Что нужно делать, когда вы уходите из леса? (Дети отвечают на заданные вопросы).
Правила поведения в лесу.
Не шуми…
Не сори…
Не рви…
Не разоряй…
Не убивай…
Не разжигай… (затуши, засыпь)
Любуйся…
Наблюдай…
Охраняй…
Я тоже, так же как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. Садитесь в кружок и послушайте, какие лесные правила пришлось написать для людей
Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Всегда выполняйте эти правила! А мне пора лес охранять. До новых встреч ребята! Угощайтесь лесными таежными дарами – кедровыми орешками.
Лесник уходит.
Воспитатель. Вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся на «лодочку», закрывают глаза и под звуки леса возвращаются в группу.