Елена Солодова
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы»
Цели:
1. Расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;
Публикация «Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
2. Коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,
3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.
4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.
5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», картинки с изображением перелетных птиц, мяч.
Ход занятия
1)Организационный момент
Воспитатель: Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними? (Ответы детей.)
Слайд 2-9
- Давайте посмотрим и назовем их: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в теплый край улететь хотят.
(И. Токмакова)
2) Беседа о птицах
- Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей).
- Как можно назвать одним словом всех этих птиц? Перелетные.
- Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно.
- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице.
- Расскажите мне, где живут птицы?
Без рук, без топоренка построена избенка
Дети: гнездо.
Слайд 10
- Правильно, ребята, птицы живут в гнезде. Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.
Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.
Слайд 11
- Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.
Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.
Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.
Слайд 12-13
– Как же птицы добирались на юг, как они возвращаются в родные места? (Ответы детей).
- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
- Ребята, а кто знает, чем питаются птицы? (Ответы детей).
- Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.
3) Игра «Назови части тела птицы».
Слайд 14
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.
- Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением:
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску
4) Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. «клюют»,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. Приседают и клюют.
5) Игра с мячом “Назови детеныша»
- Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачонок - грачата).
- Скворец (скворчонок - скворчата).
- Кукушка (кукушонок - кукушата).
- Аист (аистенок – аистята).
- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).
6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)
- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя);
- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы);
- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста);
- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы);
- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка);
- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач);
- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).
8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)
Слайд 15-16
- Ребята, сейчас я расскажу вам о птице, а вы постарайтесь догадаться, что это за птица.
Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.
Продолжается игра с 2 - 3 детьми.
9) Подведение итога занятия.
- Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.
- Чем на занятии мы сегодня занимались?
- Что нового мы с вами узнали?