Ирина Низамова
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе занятия
с использованием палочек Кюизенера
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию „Состав числа 10“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Упражнять детей в закреплении состава числа 10 на основе измерения и цвета, упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления; закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская.
Интеграция образовательных областей :
- Речевое развитие (речевая деятельность)
- Познавательное развитие (ФЭМП)
- Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность)
- Физическое развитие (двигательная активность)
- Художественно – эстетическое развитие (музыка, продуктивная деятельность)
Методические приё мы:
«Зарядка для ума»; составление состава числа 10 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера; игра «На 1 больше, на 1 меньше»; игра «Заколдованная картинка»; физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»; игровое задание «Разложи, как я скажу»; игра «Сложи по образцу»; итог занятия.
Оборудование: палочки Кюизенера,
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.
- Ребята, к нам пришли сегодня гости- ваши родители, кто же мы с вами? (Хозяева).
- А какими должны быть они? (Доброжелательными, приветливыми, радостными).
- Правильно. Так давайте улыбнёмся гостям. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось.
2. Сюрпризный момент.
-Ребята, а к нам гости пришли не с пустыми руками. Они принесли нам волшебный мешочек. Но мы пока его не будем открывать
Сначала ответьте на мои вопросы.
- Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Какой сейчас идёт месяц?
- Какое время года?
- Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
- Какое сегодня число?
- Какой месяц? Назовите.
- Молодцы, на все вопросы ответили правильно!
3. Мотивационная деятельность.
Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила загадать одну сейчас вам.
Ножек четыре, шляпка одна.
Он нужен, коль станет обедать семья.
- Про что эта загадка? (Про стол).
-Почему вы решили, что это стол, а может быть это стул, ведь у него тоже четыре ножки и одна шляпка. (Ответы детей).
- Конечно, вы правы, семья садится обедать за стол, на один стул все сесть не смогут. Так давайте и мы с вами подойдём к столу, здесь вас ждёт интересное задание.
5. Актуализация ранее приобретённых знаний.
Задание 1. Состав числа 10.
- Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 10.
-Какого цвета эта палочка? (Оранжевая).
-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под оранжевой.
-Сколько белых палочек лежит под оранжевой палочкой? (10 белых палочек).
-Да, правильно. В числе 10 – 10 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1,1,1 и 1).
-А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны оранжевой палочке.
- Какого цвета эта палочка? (синяя). Какое число обозначает синяя палочка? (Число девять). Значит 10 это 1 и 9.
-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине оранжевой палочке. Какую палочку вы положили? (бордовую). Какое число обозначает розовая палочка? (Два). Какое число обозначает бордовая? (восемьЗначит 10 это 2 и 8.
(По аналогии дети составляют все варианты числа 10).
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа10.
- Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 10. Давайте еще раз их назовем:
- Белая палочка обозначает число 1, асиняя– число 9. Значит 10 это 1 и 9.
- Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7. Значит 10 это 2 и8.
- Голубая палочка обозначает число 3, а черная – число 6. Значит 10– это 3 и7.
- Красная палочка обозначают число 4, чёрная– число 6. Значит10это 4 и 6.
(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).
Задание 2. Игра «На 1 больше, на 1 меньше».
Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше:
- присесть;
- хлопнуть в ладоши;
- прыгнуть;
- моргнуть глазами;
- поднять руку вверх и т. д.
Задание 3. «Заколдованная картинка» (симметричное выкладывание по схеме).
- Ребята, у вас на столе лежат заколдованные картинки. Злой волшебник украл яркие цвета, а половину картинки вообще спрятал. Попытайтесь расколдовать картинку и узнать, что на ней изображено.
(Детям предлагается схема, выложенная в черно-белом варианте. Ребенок должен подобрать палочки по цвету в соответствии с количеством квадратов на схеме, а затем произвести симметричное выкладывание, чтобы узнать, какой рисунок (изображение) получится).
- Какой рисунок у вас получился? ().
- Какие по цвету палочки вы положили сверху в пятом ряду? Почему? (Розовые, потому что они занимают два квадрата в схеме). А в шестом ряду? (голубые). Сколько всего желтых палочек вы использовали? (Двенадцать). Какие ряды занимают красные палочки на схеме? (Девытый ряд, шестнадцатый ряд).
- Какие палочки вы положили в самом низу самовара? Почему? (Голубые, потому что они занимают три квадрата на схеме).
Молодцы, вы все правильно справились с заданием, сложите палочки снова в коробки и давайте отдохнем.
Музыкальная физминутка. (возле стола).
- Все мы знаем, что приближается праздник. Какой? (Новый год). Я предлагаю показать нашим родителям танец, который мы с вами подготовили к празднику «Ёлочки-пенёчки»).
Задание 4. «Разложи, как я скажу»
Детям даются карточки с цифрами.
Воспитатели предлагает разложить на карточки палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания:
- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;
- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;
- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;
- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;
- между палочками, которые обозначают числа 10 и 5 положите зеленый круг.
(Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске. Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).
Задание 5. Игра «Сложи картинку по образцу».
Детям даются картинки, по которым нужно выложить на столе точно такую же.
Гостям можно предложить посмотреть, справились ли дети с заданием.
Творческая мастерская «Изготовление ёлочных украшений к Новому году используя трафарет числа 10 и бросовый материал).
-А теперь, ребята, вы не забыли, что нам родители принесли волшебный мешок? Посмотрим, что в нём (число 10, бросовый материал).
-Уважаемые родители, скажите, а для чего всё это вы принесли? (украшать группу к Новому году).
Итог занятия.
- Что интересного было на занятии?
- А что понравилось тебе больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым легким?
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
Оценка работы детей воспитателем.