Анна Соловьева
Конспект открытого занятия «Золотая Хохлома»
▼ Скачать
Конспект непосредственно образовательной деятельности
По художественно – эстетическому развитию для детей 5-6 лет
«Золотая хохлома»
Составила: Соловьева Анна Викторовна, воспитатель
Программное содержание:
Обучающие:
закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи;
Публикация «Конспект открытого занятия „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
учить приему рисования элемента хохломской росписи «Кустик»
Развивающие:
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;
развивать умение составлять композицию.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.
Словарная работа: ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, завиток, брусничка
Материал и оборудование:
Плакат «Золотая Хохлома», плакат «Основные элементы росписи», выставка изделий хохломской росписи, заготовки из дерева в форме яблока, дерево яблоня, гуашь, кисточки, ватные палочки, подставки для кисточек, салфетки.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.
Наглядные: рассматривание плаката с изображениями изделий хохломской росписи.
Практические: использование художественного слова, самостоятельная деятельность по изготовлению композиций, оформление выставки детских работ, дидактическое упражнение «Ромашка», анализ и самоанализ детских работ.
Ход НОД:
Вводная часть
Дети заходят в группу под музыку «Дружба», становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть
Очень рада я!
К вам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. Ребята, песня, под которую вы вошли в группу, про дружбу. А у вас есть лучшие друзья?
Дети: да, у нас есть друзья.
Воспитатель: у меня тоже есть подружка, зовут её Марья-искусница (показываю куклу в русском народном костюме). Дети, посмотрите на меня и на Марьюшку и скажите что у нас общего?
Дети: вы обе одеты в русские народные сарафаны.
(Если дети не ответят на поисковый вопрос, тогда задать им такой вопрос: дети, а что у нас с Марьей-искусницей общего в одежде)
Воспитатель: Марья – талантливая рукодельница: и шьёт, и вяжет, и лепит, и изделия узорами украшает. Живёт она в одном селе великих мастеров. В этом селе умельцы расписывают посуду из дерева, там нет ни одного жителя, который не умел бы делать что-то своими руками и даже малыши помогают взрослым расписывать изделия.
У нас с Марьюшкой есть заветная шкатулка (показываю расписную шкатулку). Хотите посмотреть, что в ней лежит?
Дети: да! (Дети рассматривают содержимое шкатулки – кисти, краски, дощечки).
Воспитатель: что это за предметы и для чего они нужны.
Дети: С помощью красок и кисточек можно расписывать предметы.
Мотивация деятельности
Воспитатель: ребята Марьюшка, хочет вам что-то сказать, послушаем ее.
Марьюшка (запись голоса) : ребята, а вы хотите превратиться в мастеров-художников и научиться расписывать предметы из дерева? У меня в заветной шкатулочке есть дощечки разделочные в виде яблочек, помогите мне их расписать и украсить.
Дети: да, хотим быть мастерами-художниками!
(Звучит тихая народная мелодия.)
В группе организованна выставка хохломских изделий,
иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Воспитатель: дорогие ребята, приглашаю вас в гости в мастерскую великих русских мастеров! (дети подходят к хохломскому столику, на котором стоит посуда). Посмотрите на эти изделия.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой
Хохломы!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Дети рассматривают выставку
Основной этап
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? ( Варианты ответов детей: радостное, весёлое).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним
Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома).
- Правильно. Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою
Хохлому?
( Высказывания детей: на всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны? (Да).
Проводится дидактическая игра «Ромашка» (Дети выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки).
Вы догадались, какими мастерами сегодня будете?
Дети: Мастерами хохломской росписи.
Воспитатель: Да, вы сегодня будете рисовать Золотую хохлому, расписывать яблоко.
Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь мы с вами идем в нашу мастерскую художников и распишем наши золотые яблоки знакомыми узорами для нашей гостьи Марьи-искусницы. Каждое яблоко будет не повторимое, авторское.
Но сначала нам надо немножко отдохнуть.
Физминутка: (следуя словам выполняем движения)
Воспитатель: дети, встаньте, пожалуйста, в круг, мы немного отдохнем.
Проводится физкультминутка:
Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, взмахи,
Крыльями махала - злато рассыпала (взмахи, встряхиваем кисти рук,
Головой качала, в стороны качала (наклоны головы,
Да с землицы русской травы собирала (наклоны в пол, «собираем травы»,
Травы собирала, чаши украшала («собираем травы», обводим руками круг,
Мастерство с любовью нам передавала (руки к сердцу, руки вперед).
Воспитатель: молодцы, садитесь на свои места.
Закрепление знаний
Воспитатель: Сейчас мы вспомним, как рисовать элементы хохломской росписи. Ягоды – малину, рябину, мы можем нарисовать методом тычка при помощи ватной палочки. «Травинки» это мазки с небольшим плавным утолщением. «Завитки» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.
Воспитатель: И сейчас я вам покажу новый узор, который вы тоже сможете нарисовать в своей работе. Показ и объяснение рисования нового узора (криуль). «Криуль» - это ведущий стебель. Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину, и закручивается попеременно, то вверх, то вниз. И на «криуле» уже располагаются «травинки», «листочки», «завитки», «ягодки»
Воспитатель: Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми (хором) :
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели, рисовать мы захотели.
Кисти, кисти помогите, хохлому рисовать начните!
Продуктивная деятельность детей
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
Музыкальное сопровождение: народная мелодия «Гусли»
Проводится индивидуальная работа с детьми.
Заключительный этап
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить ярмарку ваших работ. (Все работы вывешиваются на дерево, дети рассматривают их.) Посмотрите, какая чудесная получилась яблоня, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались
Анализ работ
Воспитатель: Выберите то яблоко, которое вам больше всего понравилось и расскажите почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла. Анализ и самоанализ результатов деятельности.
Воспитатель: Вы отлично поработали! Молодцы! Марья - искусница очень рада и очень благодарна за вашу работу.
Марь – искусница (запись голоса) :
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Воспитатель: (поворачивается к гостям) :
Гости дорогие, подходите,
На нашу яблоню Золотую хохлому взгляните!
Наша мастерская великих русских мастеров закрывается.
Всем спасибо! До свидания!
Звучит народная мелодия.