Марина Александровна Горькова
Конспект открытого занятия «Зимний вечер»
▼ Скачать + Заказать документы
по художественно - эстетическому воспитанию
(нетрадиционные техники рисования)
«Зимний вечер»
Цель:
• Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «Граттаж», совершенствовать техники «Набрызг»; пальчиковая живопись, рисование ватными палочками.
• Использовать различные способы рисования деревьев (замкнутое контуром, подробная деталировка).
Публикация «Конспект открытого занятия „Зимний вечер“» размещена в разделах
• Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством поэзии, музыки и живописи.
• Вызвать эмоциональный отклик на произведение искусства.
• Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи.
• Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения, эстетическими искусствоведческими терминами (радостное, восхищенное, легкая грусть и т. д.).
• Обратить внимание детей на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности, что с помощью цвета можно показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение.
• Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и ее изображению.
Оборудование: тонированные листы (А4) на каждого ребенка, зубные щетки; стеки, гуашь, ватные палочки, салфетки, палочки для процарапывания; репродукция картин «зимний вечер»; аудиозаписи: музыка из альбома П. И. Чайковского «времена года» на тему «Зима»; музыка Свиридова «Метель. Вальс», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Декорация: деревья, кусты в иние; изба, сугробы.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за природными явлениями: сезонными изменениями в природе, изменениями в течении суток, в различных погодных состояниях.
2. Рассматривание репродукций картин с изображением зимнего вечера, деревенские пейзажи.
3. Рисование на тему зимней природы.
4. Чтение стихотворений А. С. Пушкина о зиме.
5. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Воспитатель: день у нас сегодня необычный, ребята, к нам пришло много гостей – поздоровайтесь с ними. Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня. Мы знаем с вами, что у настроения есть свой цвет, вот на нашу сказочную поляну выпало много снежинок, все они разного цвета – вы каждый выберите, пожалуйста, такого цвета снежинку, которая похожа на ваше сегодняшнее настроение.
Какого цвета ты выбрал?
А какое у тебя настроение?
А у тебя? Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение наше радостное, хорошее, светлое, а мрачные снежинки остались на нашей поляне.
Давайте вернем наши красивые снежинки на поляну, и послушаем? (музыка)
Звучит музыка из альбома Чайковского «Времена года» на тему: «Зима».
Воспитатель. Какая изумительная музыка. Написал ее Чайковский, называется это произведение «Времена года».
- Какому времени года соответствует эта часть произведения?
Ответы детей (зиме).
- Какие зимние картины вы представляете себе при прослушивании.
(ответы детей). Тихо падает снег, кружится в воздухе, деревья все белые как в сказке.
Воспитатель: Какие красивые картинки, что даже запахло зимой.
(дыхательная гимнастика)
А сейчас закройте глаза и давайте подышим свежим зимним воздухом.
Воспитатель: Послушайте как описывает зиму поэт А. С. Пушкин.
Пришла рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистами коврами
Между полей, вокруг холмов…
Воспитатель: Как нежно, ласково и радостно рассказывает поэт о зиме. А вы рады приходу волшебницы – зимы!
Ответ детей.
Воспитатель: А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?
Ответы детей. (кататься на санках, ледянках, на лажах и коньках, в снежки, лепят из снега снеговиков).
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в снежки, я буду бросать вам снежный ком, а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например, какая зима? – снежная, холодная, пушистая, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая, белая, морозная.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и со снегом хрустящим.
Воспитатель: А сейчас послушайте описание зимы в другом стихотворении А. С. Пушкина («Зимний вечер»).
Давайте представим себе, что мы сидим в светлице (напомнить значение слова «светлица», на столе горит свеча (зажечь свечу). За окном вечер, и разыгралась буря (воспитатель надевает на плечи платок, садится на стул у стола и выразительно читает стихотворение «Зимний вечер»).
Беседа с детьми о стихотворении.
- Какая картинка представляется вами?
Небо темное. Где то в тучах проглядывается луна. Дует ветер, гнутся под ветром деревья, метет метель.
Воспитатель: А наша ветхая лачужка – как вы это понимаете?
Я предлагаю вам станцевать импровизированный танец (под музыку Свиридов «Метель. Вальс») и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки – снег.
Воспитатель: молодцы ребята. Вы замечательно танцуете.
(Рассматривание картин)
Воспитатель. Дети, посмотрите, как много здесь картин. Кто их создал? (художник).
Сейчас мы рассмотрим их внимательно и узнаем о некоторых тайнах художников. Давайте сначала полюбуемся этими картинами.
- Скажите о чем они?
Ответы детей.
Верно эти картины о зиме, а точнее о зимней природе.
К какому жанру живописи относятся эти картины?
Ответы детей (пейзаж).
Правильно пейзаж. А художников, которые создают картины о природе, называют пейзажистами. Художники очень внимательные люди, и все что их радует, удивляет, волнует все свои ощущения от увиденного они передают нам красками, цветом в своих картинах.
Вглядитесь внимательно в эту картину. Как вы думаете какое время суток изобразил художник?
Ответы детей.
- Правильно это зимний вечер. Какие краски нам помогли это узнать?
Ответы детей (темнеет, небо стало сине-зеленоватое, на фоне неба просматриваются темными силуэтами деревья.
Посмотрите на переднем плане мы видим снег какой он?
Ответы детей (снег синий, голубоватый)
Почему как вы думаете?
Ответы детей.
Да верно при луне и днем в тени снег может казаться синим или голубоватым.
О каком времени суток повествует эта картина?
Да верно это тоже зимний вечер.
Посмотрите многообразие оттенков цвета использовал художник при изображении неба, чтобы передать красоту зимнего вечера. Вглядитесь внимательно и назовите их.
Ответы детей (серо-голубой, пепельно-сизый, желтовато-серый, темно-синий). Посмотрите как они постепенно тускнеют и гаснут в тени зимнего вечера.
Посмотрите на эти картины.
Как вы думаете, почему художник написал эти картины в таких темных тонах? Какое это время суток?
Ответы детей (сумерки или ночь)
Что означает слово сумерки?
Ответы детей.
Да, верно это время, когда кончается вечер, а ночь еще не наступила.
Покажите мне картины, где все очень спокойно, тихо, задумчиво.
Молодцы! Вы правильно определили эти картины.
А сейчас покажите картины, в которых художник передал ощущение тревожности, опасности, настороженности, таинственности.
Молодцы! Верно.
Итак, мы с вами рассмотрели картины и открыли тайну, что художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, настроение.
Ребята, но ведь мы и сами можем передать красоту зимнего вечера, сумерков или ночи.
Давайте возьмем тонированные листы и пройдем за столы.
Садитесь поудобнее, спинки прямые, руки положите на стол.
Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика. «Прогулка».
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Исходное положение – пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования «Граттаж» - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом.
Нажимаем палочкой так, чтобы проявилось изображение.
Ваша задача: подумать, какие деревья у вас будут, как вы их расположите на рисунке. В начале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те которые ближе к нам, потому что они выше и больше, а потом дальше, которые будут казаться намного меньше.
При помощи зубной щетки, ватных палочек и пальчиков можно дополнить свои рисунки.
Приступайте.
(работа детей. Индивидуальная помощь).
Итог занятия.
Ребята, я предлагаю вам все работы выставить на доску и полюбоваться. Как красиво!
У вас получились очень интересные работы. Какой дивный, сказочный, зимний вечер, сумерки.
А вам нравятся ваши работы?
(обсуждение рисунков).
Итак, ребята о каком времени года мы говорили?
Какую тайну художников при рассматривании зимних пейзажей?
Каким способом вы рисовали? Как он называется?
(звучит песня зимний вечер).
А сейчас давайте подойдем к нашей сказочной полянке вас здесь ждет сюрприз!