ирина целищева
Конспект открытого занятия «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Учить детей исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, способность испытывать радость от экспериментирования, любовь к Русским обычаями.
Публикация «Конспект открытого занятия „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Предварительная работа: Рассматривание картинок и фотографий, беседа о полезных ископаемых.
Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, 2 сырых яйца, белые халаты, лупа, использование ИКТ, синий картон А3, клей - карандаш, предметные картинки, одноразовые шапочки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ ВСЕМ УТРО!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.
Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на середину нашей группы.
Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла, посылка к нам сюда пришла. Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь письмо и какое-то белое вещество. Что же это такое? (читаем письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам подземные жители земных богатств - хранители. Глубоко под землей мы обнаружили незнакомое нам вещество, просим вас помочь его исследовать и сообщить о результатах в обратном письме».
Воспитатель: Ну, что ребята поможем подземным жителям? (да) А пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй? Как они называются? : (Полезные ископаемые).
А какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.). Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).
Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать с вами это белое вещество, вы хорошо с ним знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар.
Просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… (соль!) (воспитатель достает солонку с солью)
Воспитатель: Правильно, это – соль! И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырё х видов: каменная, морская, йодированная и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно - хлебавши». К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба, худа беседа
Без воли силы нет, без соли вкуса нет
Без соли, без хлеба, половина обеда
Без денег торговать, как без соли хлебать
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как добывается соль? (нет). Как вы думаете, где можно узнать об этом? (книги, телевизор, интернет). Я предлагаю посмотреть небольшое видео о том, как добываю соль. Хотите? (да). Тогда приглашаю вас на стульчики и внимание на экран. (воспитатель показывает ролик про соль)
Воспитатель: Кто мне скажет ребята, откуда же добывается соль? Кто из вас был самый внимательный? (из под земли, из соленых озер).
Воспитатель: Ребята, а где же ученые проводят свои эксперименты? (в лабораториях). Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые, лаборанты).
Воспитатель: Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете, какими свойствами она обладает.
Воспитатель: Но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку
Физкультминутка: Чударики «Самолёт» (воспитатель включает музыку).
Воспитатель: Ребята, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не мешать соседу,
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.
- Готовы? (да). Осталось подготовить наши пальчики.
Девочка Марина порядок наводила. (Показывают большой палец).
Девочка Марина кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного).
(воспитатель клеит на магнитную доску картинку солонки).
- Ребята, как вы думаете, соль имеет запах? (да, нет). Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Вывод: соль не имеет запаха.
(Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит какой мы сделаем вывод, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде, на что похожа соль? (соль похожа на порошок). Действительно, с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки).
- Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов. (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
-Ребята, как вам кажется, способна ли соль растворяться в воде? (да, нет). Предлагаю проверить. Перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).
Вывод: соль растворяется в воде, не имеет цвета. (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Значит, что имеет соль (вкус). (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде, не имеет цвета).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, используют в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть, готовят тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).
Воспитатель: Ребята, говорят, что соль растапливает лед и является незаменимым помощником зимой в гололёд. Как вы думаете, правда ли это? (да, нет). А хотите это проверить? Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Вывод: соль способна растопить лед. (Предметные картинки со свойствами воспитатель приклеивает на доску).
Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Воспитатель:
А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в пресную (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут
Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды). Кто был на море, тот испытал это на себе.
Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А3)
Воспитатель: Что мы с вами будем конструировать, вы узнаете из загадки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка). (дети рисуют снежинки).
Воспитатель: Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой насыпаем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!
Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:
Чем вы сегодня занимались? Про что вы сегодня говорили? Что узнали нового? Что именно вам запомнилось? Что вы им расскажете?
Дети: Рассказы детей. (Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.). Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.
Воспитатель: А все свойства соли, о которых вы сегодня узнали, я предлагаю положить в конверт и отправит подземным жителям, чтобы они узнали, какое полезное ископаемое они обнаружили.
Воспитатель: Ребята я прошу вас оценить сегодняшнее занятие, кому было интересно, прошу поставить - лайк, а кто сегодня скучал - дизлайк.