Лучший педагог года

Конспект открытого занятия «Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта»

Анастасия Владимировна Армянова
Конспект открытого занятия «Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через путешествие в прошлое и создание в группе мини – музея «Русская изба».

Задачи:

• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок и т. д.).

• Обогатить словарь детей новыми словами познакомить с пословицами, поговорками, загадками.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Материалы и оборудование:

• мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;

Публикация «Конспект открытого занятия „Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта“» размещена в разделах

• "Музей-выставка" (с предметами быта : печь, самовар, чугунок, ухват и т. д);

• русский народный костюм;

• столы, стульчики, скамейки;

• свежеиспеченный хлеб для чаепития.

Ход занятия

Воспитатель встречает детей у дверей.

Проходите ребята.

Дети входят, воспитатель приветствует их.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, я пришла с вами познакомиться и поиграть.

Ребята, мы здесь не одни, у нас гости, поприветствуем гостей. (приветствие)

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие в прошлое, хотите? тогда глазки закрывайте и слова вы повторяйте:

1, 2, 3,4, 5

путешествуем опять

5,4, 3, 2, 1

в прошлое отправь ты нас.

(воспитатель одевает русский кокошник и дети открывают глаза)

Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.

Давайте посмотрим, какая была одежда раньше. (картинки)

Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху.

Молодые девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок.

Мужская одежда состояла из узких штанов, рубахи – косоворотки, которую шили из белой, синей ткани, украшали вышивкой, обязательно подвязывали кушаком. Шапка была из войлока, меха.

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская одежды лежали в сундуках.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?

Это же русская изба! (Слайд 1)

Воспитатель: В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почему говорят: В гостях хорошо, а дома лучше?

(Ответы детей)

Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей. Мы приходим домой, чтобы набраться сил. Как вы думаете, из чего раньше люди могли построить себе дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался изба. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядела русская изба (Слайд 2). Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.

Воспитатель: Посмотрим, что же было внутри избы. (педагог подводит детей в угол с печкой).

Воспитатель: Русская печь – сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает печь растапливать. Печь – деревенская кормилица. Чем топили печь на Руси? Это дрова.

Отгадайте загадку:

1. Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребятки, знает?

Книзу узок, верх широк

Не кастрюля …

Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, попробуйте какой он тяжелый. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.

2. Не бык, а бодает,

Не есть, а хватает,

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ухват

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

(Воспитатель показывает как достать чугунок с помощью ухвата)

(дети пробуют достать чугунок из печи)

Воспитатель: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы.

- Присядем на скамью. (Дети садятся)

По диагонали от печи располагался красный угол. Как вы думаете, для чего он нужен был в доме? Красный – значит красивый и светлый. Это было святое место – в нем помещались иконы. Красный угол – самое почетное место в избе. Гость мог пройти в красный угол только по приглашению хозяина. Здесь же находился и стол. Все события в семье отмечались в красном углу, вдоль стола стояли деревянные лавки и скамьи. А теперь давайте отгадаем, что же могло находиться здесь из предметов быта.

3. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Дети: Ложка

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками. (поиграть с детьми на ложках под музыку)

Воспитатель: Возьмем ложки в каждую руку и повторяем за мной движения. (Включить музыку)

Слушаем внимательно следующую загадку.

4. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит

Дети: Самовар

Воспитатель: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пряниками, бубликами и пирогами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

Физ. минутка:

Давайте мы ребята, с вами сейчас поиграем с самоваром. Вставайте в кружок и повторяйте движения за мной:

Само – само – самовар, на столе красуется. (руки на пояс, повороты влево, вправо)

Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется. (руки в стороны, улыбаются)

Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)

Само – самоварит чай, жаром обливается. (приседание)

Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох -пых)

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (показать сушки)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь и подули)

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились)

Ребята, пройдемте со мной, присаживайтесь.

Посмотрите на столе, здесь два дома: один современный, другой старинный. Ваша задача правильно распределить и расположить картинки в домах. Что было раньше, а что сейчас. Давайте покажем, какая красота у нас получилась!

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданиями! Проходите ко мне.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора вернутся в настоящее.

Глазки закрывайте, и слова вы повторяйте:

5,4,3,2,1

в настоящее отправь ты нас.

(Снять кокошник)

Итог занятия : Ребята, где мы сегодня с вами были?

- Мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами и пряниками! И я вас угощаю вкусным караваем, придете в группу, покушаете и друзей угостите.

Спасибо вам за путешествие!

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука» [h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3] Составила: воспитатель Скачкова А. А. Цель:познакомить с народными символами.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей изобразительного искусства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе и презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»Занятие проводится.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина»Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Конспект музыкального занятия в средней группе «Экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина» Занятие проводится в рамках межгруппового проекта «Я.

Конспект по познавательному развитию «Виртуальная экскурсия по родному городу» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Виртуальная экскурсия по родному городу Нижний.

План-конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»План-конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в зоопарк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка» План-конспект открытого занятия в старшей.

Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группыКонспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группы Виртуальная экскурсия «Краснодар - город воинской славы» для детей старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский.

Виртуальная экскурсия по зоосадуВиртуальная экскурсия по зоосаду Дорогие коллеги! Хочется пригласить Вас поучаствовать в виртуальной экскурсии по зоосаду, который есть в нашем замечательном детском.

Экскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочетЭкскурсия в музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря», фотоочет Экскурсия в музей народного быта "Дом Семёна-ложкаря", фотоочет. Работа представлена, как одна из форм организации совместной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта»
Опубликовано: 18 октября 2022 в 18:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Владимировна Армянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД