Анастасия Владимировна Армянова
Конспект открытого занятия «Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через путешествие в прошлое и создание в группе мини – музея «Русская изба».
Задачи:
• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок и т. д.).
• Обогатить словарь детей новыми словами познакомить с пословицами, поговорками, загадками.
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.
Материалы и оборудование:
• мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;
Публикация «Конспект открытого занятия „Виртуальная экскурсия в музей крестьянского быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• "Музей-выставка" (с предметами быта : печь, самовар, чугунок, ухват и т. д);
• русский народный костюм;
• столы, стульчики, скамейки;
• свежеиспеченный хлеб для чаепития.
Ход занятия
Воспитатель встречает детей у дверей.
Проходите ребята.
Дети входят, воспитатель приветствует их.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, я пришла с вами познакомиться и поиграть.
Ребята, мы здесь не одни, у нас гости, поприветствуем гостей. (приветствие)
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие в прошлое, хотите? тогда глазки закрывайте и слова вы повторяйте:
1, 2, 3,4, 5
путешествуем опять
5,4, 3, 2, 1
в прошлое отправь ты нас.
(воспитатель одевает русский кокошник и дети открывают глаза)
Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.
Давайте посмотрим, какая была одежда раньше. (картинки)
Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху.
Молодые девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок.
Мужская одежда состояла из узких штанов, рубахи – косоворотки, которую шили из белой, синей ткани, украшали вышивкой, обязательно подвязывали кушаком. Шапка была из войлока, меха.
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская одежды лежали в сундуках.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Это же русская изба! (Слайд 1)
Воспитатель: В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему говорят: В гостях хорошо, а дома лучше?
(Ответы детей)
Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей. Мы приходим домой, чтобы набраться сил. Как вы думаете, из чего раньше люди могли построить себе дом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался изба. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядела русская изба (Слайд 2). Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.
Воспитатель: Посмотрим, что же было внутри избы. (педагог подводит детей в угол с печкой).
Воспитатель: Русская печь – сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает печь растапливать. Печь – деревенская кормилица. Чем топили печь на Руси? Это дрова.
Отгадайте загадку:
1. Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребятки, знает?
Книзу узок, верх широк
Не кастрюля …
Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, попробуйте какой он тяжелый. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.
2. Не бык, а бодает,
Не есть, а хватает,
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет.
Дети: Ухват
Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
(Воспитатель показывает как достать чугунок с помощью ухвата)
(дети пробуют достать чугунок из печи)
Воспитатель: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы.
- Присядем на скамью. (Дети садятся)
По диагонали от печи располагался красный угол. Как вы думаете, для чего он нужен был в доме? Красный – значит красивый и светлый. Это было святое место – в нем помещались иконы. Красный угол – самое почетное место в избе. Гость мог пройти в красный угол только по приглашению хозяина. Здесь же находился и стол. Все события в семье отмечались в красном углу, вдоль стола стояли деревянные лавки и скамьи. А теперь давайте отгадаем, что же могло находиться здесь из предметов быта.
3. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
Дети: Ложка
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками. (поиграть с детьми на ложках под музыку)
Воспитатель: Возьмем ложки в каждую руку и повторяем за мной движения. (Включить музыку)
Слушаем внимательно следующую загадку.
4. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит
Дети: Самовар
Воспитатель: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пряниками, бубликами и пирогами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Физ. минутка:
Давайте мы ребята, с вами сейчас поиграем с самоваром. Вставайте в кружок и повторяйте движения за мной:
Само – само – самовар, на столе красуется. (руки на пояс, повороты влево, вправо)
Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется. (руки в стороны, улыбаются)
Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают-опускают их)
Само – самоварит чай, жаром обливается. (приседание)
Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (вдох, выдох -пых)
Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (показать сушки)
Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка)
В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит. (смотрим друг на друга)
Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладонь и подули)
Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились)
Ребята, пройдемте со мной, присаживайтесь.
Посмотрите на столе, здесь два дома: один современный, другой старинный. Ваша задача правильно распределить и расположить картинки в домах. Что было раньше, а что сейчас. Давайте покажем, какая красота у нас получилась!
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданиями! Проходите ко мне.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора вернутся в настоящее.
Глазки закрывайте, и слова вы повторяйте:
5,4,3,2,1
в настоящее отправь ты нас.
(Снять кокошник)
Итог занятия : Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).
Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами и пряниками! И я вас угощаю вкусным караваем, придете в группу, покушаете и друзей угостите.
Спасибо вам за путешествие!