СВЕТЛАНА ТАНКЛАЕВА
Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель:
Танклаева Светлана Таймуразовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса
Количество детей : 7
Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое занятие «Введение в образовательную программу».
Публикация «Конспект открытого занятия по вокалу „Введение в образовательную программу“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа). Программа, рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя:
• тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики:А. Н. Стрельниковой;
• артикуляционную гимнастику по методики В. В. Емельянова,
• дыхательные упражнения по методике Б. С. Толкачева.
Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им, а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.
Тема занятия : «Введение в образовательную программу»
Описание занятия и практическая значимость:
• используются элементыздоровьесберегающих технологий;
• предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах, так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.
Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет. Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий, педагогам дополнительного образования.
Количество учащихся: 7 человек
Цель:знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений.
Задачи:
• познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;
• развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;
• Сформировать на мотивацию через игровые приемы
• обучить фокусированию звука в резонаторы;
• обучить правильному вокальному дыханию
Методы и приемы, используемые на занятии :
по источнику знаний:
• наглядные – личностный показ;
• словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;
• практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесбережения;
Форма организации учебного занятия :игра-путешествие.
Приемы: диалог, сообщение информации, игра.
Форма организации занятия : индивидуальная, групповая
Средства обучения:
Наглядные пособия: карточки для игры «Музыкальный словарь», слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра», с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками.
Оборудование: фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер).
План занятия :
1. Вводная, организационная часть (3 мин) :
• приветствие;
• постановка цели занятия.
2. Основная часть (15 мин) :
• введение образовательного материала;
• обобщение. Систематизация и закрепление материала.
3. Заключительная часть (2 мин) :
• подведение итогов занятия.
Этапы занятия Ход занятия
Организационный Педагог:Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?»
Ответы детей.
Педагог:Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения», нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое).
Педагог:Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения»? (ответы детей)
Педагог: Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами. Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.
Игра «2 поезда»
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Результат: развитие легких, умение различать высоту звука.
Встретились 2 поезда - большой и маленький.
Большой говорит:"У!" (очень низко).
Маленький тоже умеет разговаривать:"У!"(очень высоко).
Большой приветствует маленького: "У-У-У!"(3 раза коротко, низко,
Маленький тоже приветствует большого:"У-У-У"(3 раза коротко,высоко). Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо (почти до визга, а на самом верху открываем широко рот, получается "УУУУУА").
"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот.
Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!
Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.
Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.
Итак, приготовились. Поехали…
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Педагог:Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик. Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков)
Педагог:Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки.
И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать!
Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?
Ответы детей
Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.
- Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.
- Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.
Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!
- Итак, приготовились. Поехали…
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание»
Педагог :Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнение: Надувала кошка шар (собачка, комар)
Вот идет сердитый ёж ( Дети вместе с Педагог: Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)
Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)
Дети: ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф
Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)
Высоко летит она ( Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)
Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз
Полетела на носок зззззззззззззз
Пчелку ослик испугал ( Дети вместе сПедагог: иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал иаиаиаиа
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят ( Дети вместе с Педагог:Гу –у-у-у, гу—у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком).
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью Дыхание»
Педагог:Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.
Нас веселый поезд в путешествие увозит.
«поезд» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
Поезд останавливается.
На экране
Надпись «Дикция,артикуляция»
Упражнение «Скороговорки»
Проговаривание скороговорки, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.
«Мы перебегали берега»
«От топота копыт пыль по полю летит»на глухие согласные;
«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании.
Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.
Результат: отчетливая дикция.
Звучит труба (фонограмма).
Педагог:
Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
«Мы перебегали берега» - протяжно
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Мы перебегали берега - сдержанно
Услышал тревогу и мотылек.
Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Мы перебегали берега» - быстро
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция»
Педагог:Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Распевание»
Педагог:Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!
3. Основной этап
Рассказ Упражнение
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»?
«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер». От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?
Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш».
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.
Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза.
Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.
За ним комар. Звук «з» продолжительный.
А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.
Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.
И побежала домой. «Щелкать» высоко.
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама. «Щелкать» низко медленно.
Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.
Упражнение: №1 Ммм… (зевок)
Упр. №2 И-Э-А-О-У (с наклоном)
Упр. №3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ
Упр. №4 Трель губами…
Упр. №5 7 «Вот иду я вверх
Упр. №6 Я пою, хорошо пою.
Упр.
Педагог:
- А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука». Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни.
Педагог :Исполнение песни «Дорога добра»
Педагог:
- Как бы вы назвали песню?
- Что такое добро?
Дети отвечают.
Педагог:
- Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу.
Педагог:
Добрый человек - это тот, кто:
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.
Стихотворение:
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Разучивание мелодии 1 куплета
Педагог: Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно.
Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь?
Дети отвечают.
Педагог:Давайте поиграем в игру «Подбери слова».
Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например: торжественно или нежно…
Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например
к слову, описывающему Торжественную музыку подходят слова:
1. величественно
2. грандиозно
3. победно и т. д.
к слову, описывающему нежную музыку подходят слова:
1. трогательно
2. мягко
3. ласково и т. д.
После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее.
Время для игры 3 минуты.
Игра «Подбери слова»
Подведение итогов игры.
Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло)
Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.)
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание»
- Друзья, едем дальше. Осталось совсем немного!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Гигиена голоса»
Педагог: «Правила охраны голоса»
Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос:
- не кричать
- не злиться
А ещё есть особые правила для певцов.
Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением.
Повторить правила пения (спросить детей)
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса»
Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня! Продолжаем наше путешествие!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Ритмика»
Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д
Шлепки по коленям
Далее можно добавить слоги:
Да дэ ди до ду
Шлепки по коленям
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика»
Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. Поезд останавливается
На экране
Надпись «Сцена» «Микрофон»
Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА». Все кто попадает сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно. Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.
На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.
Педагог:Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.
Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик
Педагог:Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?
Ответы детей
Педагог:А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок.
Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.
Педагог:В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета.
Дети берут лепестки и прикрепляют на цветик-семицветик
Педагог:Посмотрите, вот какой путеводитель Цветик-семицветик у нас получился. Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни.
домашнее задание: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.
Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!
Список используемой литературы:
1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса».
2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению».