ирина корсун
Конспект открытого вводного занятия в театре кукол «Скоморошина» для родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого занятия
в театре кукол «Скоморошина»
(для родителей и детей, поступающих на 1 год обучения
младшая возрастная группа)
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Публикация «Конспект открытого вводного занятия в театре кукол „Скоморошина“ для родителей и детей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
ЦЕЛЬ: Знакомство с программой курса " Азбука творческого саморазвития в театре кукол "Скоморошина" ", методикой и приемами работы в театре кукол на примере тем : "Введение в предмет", "Развитие образного ассоциативного мышления", "Речедвигательная гимнастика", «Пальчиковая гимнастика".
ЗАДАЧИ: Познакомить с программой курса обучения, ее целями и задачами (кратко); познакомить с фрагментами занятий по вышеизложенным темам, при этом дать возможность гостям почувствовать себя в роли обучающихся в театре кукол.
ПЛАН.
1. Орг. момент. 1—2 мин.
2. Знакомство с программой курса обучения в театре кукол (3—5 мин.)
3. Мотивационно — целевой блок. (1—2 мин.)
4. Разминка: Речедвигательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
5. " Цветные рассказы " — слова и эмоции. Развитие образного ассоциативного мышления. (5—7 мин.)
6. "Музыка и образ" — развитие образного мышления. Создание образа на заданную тему по прослушивании мелодий. (3—5 мин.)
7. Работа над образом героя, перенесенного в куклу. Этюды на ширме с перчаточными куклами. (5—7 мин.)
8. Подведение итогов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Записи классической музыки (CD).
2. Ноутбук /CD - проигрыватель.
3. Раздаточный материал (бумага, ножницы, клей, карандаши)
4. Куклы, ширма.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Гости рассаживаются по местам, педагог готовит раздаточный ма-териал. Знакомство с гостями.
II. ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММОЙ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
В ТЕАТРЕ КУКОЛ.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца? С каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Куклы могут все. Или почти все. Они творят чудеса: веселят, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.
Атрибуты театра кукол, на мой взгляд, являются идеальным инст-рументом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, закрывшись маской (замаскировавшись, дети часто говорят от лица куклы и поэтому, не страшась уличения, они получают уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического расстройства (ущерба) для своей и без того хрупкой психики.
В процессе общения с куклой проявляется познавательная и пред-метная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно» Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству. Занятия в театре кукол дают возможность детям почувствовать себя в роли маленького творца. Это не только уникально, но и полезно?
При этом дети смогут понаблюдать, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей.
Но еще сильнее влияние театра на того, кто в силу обстоятельств, иногда случайных, в раннем возрасте познает театр изнутри. Кем бы он потом ни стал, театр остается для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно сплетенных друг с другом людей, моделью жизни.
Так родилась идея эксперимента. Что если благоприятные условия создать для всех детей, скажем, целого детского сада? Если руководить их общением с искусством, что будет тогда? Придет ли личная заинтересованность, проявятся ли творческие способности? Родится ли стремление самому попробовать создать что — то?
И театр начал свою жизнь. Главное в нашем театре для меня и для детей — увидеть каждого. Понять, что представляет собой каждый ребенок, как маленький, пусть еще неоформившийся художник, как гражданин. Помочь раскрыть чувство собственной неповторимости, собственной единственности, если хотите, уникальности — очень важно в психологическом смысле. И каждый должен воспринять это чувство как чудо открытия себя. Но в том — то и секрет, что открытие себя — это в то же время как бы открытие других. Так что такое открытие — вовсе не индивидуальное, а, скорее, общественное.
Для этого придумана целая система (программа социально — роле-вого типа "Азбука творческого саморазвития в театре кукол "). В условиях, происходящих в образовании инноваций, связанных с гуманистическим, личностным, диалогическим подходами, программа учит детей "диалогу" не только с куклой, но и через нее с самим собой, а это имеет несомненную ценность.
ПЕРЕЧЕНЬ РОЛЕЙ
(где пробует себя ребенок, занимаясь в театре кукол) :
актера — кукольника;
режиссера;
художника;
сценариста;
портного;
критика и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА реализует следующие
ЦЕЛИ:
развитие творческой индивидуальности ребенка;
развитие образного и ассоциативного мышления;
обучение специальным умениям и навыкам, связанными с реализацией образа, перенесенного в куклу, и навыками техники кукловождения и актерского мастерства.
ЗАДАЧИ, решение которых предусмотрено данной программой, сос-тоят в том, чтобы:
развить творческие возможности: наблюдательность, память,
воображение, инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел, самостоятельность и образность мышления;
научить, самостоятельно работать над собой и ролью;
при помощи индивидуально направленного тренинга привить детям потребности! к самостоятельному, систематическому творческому труду; к познанию жизни и ее законов; к совершенствованию
актерской психотехники;
привить навыки актерского мастерства, кукловождения, оформительского искусства, публичности выступления;
воспитать культуру речи.
Это трудная работа, но мы стремимся к тому, чтобы занятия сох-раняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
III. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.
ПЕДАГОГ: Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми фрагментами наших занятий. Но предлагаю быть не просто зрителями, а выступить в роли учащихся. Для начала давайте познакомимся с новоиспеченными учениками.
Педагог раздает маленькие визитки, где предлагает написать свои имена тех, кто решился быть учеником.
ПЕДАГОГ; (зачитывает имена, представляется сам). Вот и хорошо. Все познакомились и можно приступать.
IV. РАЗМИНКА.
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
ПЕДАГОГ: Вы любите путешествовать? ОТВЕТ: Да!
ПЕДАГОГ: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие… на поезде. Но сначала мы проверим, в каком состоянии наши вагоны. Поднимем руки, потянемся и проверим состояние крыши, а теперь — днища. То же самое и с другой стороны. Сколько сторон у каждого вагончика? (Ответ). Проверим их с каждой стороны. Молодцы!
Надвигаются холода, и чтобы нам в пути не замерзнуть, давайте запасемся дровами, чтобы в вагоне было тепло, и чай можно было согреть. Возьмём в руки топоры (руки над головой в "замок", поставим ноги пошире, для устойчивости. И — приступаем?
На "и" — вдох и руки над головой, на "ух" — резко опускаем тело и руки вниз (6—7 раз). Вот и готовы дрова. А насорили — то сколько! Надо все убрать. Взяли метелки и подметаем (повороты корпуса влево — вправо со звуком " Ш " на выдохе 7—8 раз).
Молодцы! Хорошо управились! Теперь — запасаемся продуктами, сложим их в наши корзиночки (сплетение пальцев и образование корзиночек, (2—3 раза). Вот молодцы! Раз все готово — можно давать сигнал (образование колокола из сплетенных пальцев). Дзинь — дзинь — дзинь. Вагоны сцеплены (руки в "замок") — отправляемся (движение кистей рук, сплетенных в "замок", сначала круговые, потом — вверх — вниз в сопровождении звука "Чух" 7—8 раз).
Поезд прибыл на станцию " Зарядка для губ и язычка " ( все делают артикуляционную гимнастику: пятачок, мороженое, конфетки, лошадки). Отправляемся дальше (сигнал — пальцы — колокол, движение поезда).
Поезд прибыл на станцию " Чистоговорная " (проговариваем чистоговорки "Аты — баты", «Маланья — болтунья", «Мамаша — Ромаше"). Молодцы! Отправляемся дальше (сигнал — колокол — пальцы и т. д.).
V. ЦВЕТНЫЕ РАССКАЗЫ.
Станция "Игровая". Вы любите играть? (Ответ). Предлагаю поиграть в слова, Я называю ряд слов, а вы должны тут — же ответить: какие эмоции вызывают у вас эти слова. Например: желтый - ответ радость… Ясно? (Называется ряд слов, ответ учеников — по 2—3 чел. на каждое слово). Очень хорошо, молодцы!
VI. «МУЗЫКА И ОБРАЗ»
ПЕДАГОГ: Поезд прибыл на станцию " Музыкальная ". Сейчас мы с вами послушаем музыку. И я предлагаю снова обратиться к цветной бумаге и попробовать составить цветное изображение ваших чувств и эмоций, слушая музыку. Все готовы?
ОТВЕТ.
ПЕДАГОГ: Тогда за работу — слушаем и творим!
( По окончании мелодии педагог предлагает кому-нибудь рассказать свою историю чувств: 2—3 чел.) Молодцы. Очень Хорошо? Но нам пора отправляться дальше. (Сигнал — колокол, отправление)
VII. РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ГЕРОЯ, ПЕРЕНЕСЕННОГО В КУКЛУ.
ПЕДАГОГ: Поезд прибыл на станцию " Театральная ". И из этой станции мы увидим с вами самые невероятные истории, которые навеют нам следующие мелодии. Кто первый желает выступить? (Ответ). Пожалуйста, артисты, займите свои места за ширмой, а ваши помощники — куклы — ждут уже там. (Звучат отрывки из различных музыкальных произведений, этюды на ширме 2 — 3 пары).
Молодцы! Настоящие артисты! Отправляемся дальше. (Сигнал — ко-локол — паровоз.)
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ПЕДАГОГ: Следующая станция — " Конечная "!
Так, или примерно так, проходят наши занятия. Они, как правило, интересны, очень веселы. В них раскрываются новые, неожиданные грани способностей ребят, их таланта. Свободно чувствуя себя в игре, в ее стихни, дети становятся смелыми, способными проявлять наблюдательность, чувство юмора, ума и многое другое.
Ученые давно заметили, что люди, вкусившие творчество, совсем по другому живут и работают, становятся талантливыми во многих других областях.
А ведь главное богатство любой страны — именно талантливые люди, И не важно, чем наши дети будут заниматься во взрослой жизни: главное — делать они это будут творчески, т. е. вдохновенно, с фантазией, выдумкой.
Я благодарю всех за внимание. Если у кого — то из наших гостей есть ко мне вопросы — пожалуйста, мы можем остаться и поговорить. Еще раз: спасибо, и — до свидания?