Ольга Иванова
Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Темочки:
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, колпачок от фломастера, мелки, стакан, салфетка, емкость с водой, гуашь, воздушные шарики, апельсин.
Предварительная работа: просмотр презентации, наблюдения на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»; рисование нетрадиционными способами; чтение: «Ветер и солнце» (автор Ушинский К. Д., «Добрый воздух» (автор И. Ревю, разгадывание загадок; экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на подоконнике? (обратить внимание детей на воздушный шар, залетевший в гости). Какой это шарик? (воздушный) Как вы думаете, почему он так называется? (потому что он наполнен воздухом). Чтобы шарик стал воздушным, ему необходим воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. (Дети вместе с воспитателем встают вокруг стола с пакетами).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Опыт № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты, посмотрите, что в нем? Попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо!
Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Воспитатель: Пакет опять стал пустым.
Вывод: воздух не имеет формы и цвета.
Воспитатель: Что такое воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась)
Воспитатель: Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом).
Воспитатель: А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается).
Воспитатель: А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух)
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (надо его почувствовать)
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод)
Воспитатель: Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Ветер)
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)
Упражнение на дыхание «пускание мыльных пузырей» под музыку.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет
Но и одной минуты на свете не живет.
Воспитатель: Можем ли мы увидеть воздух? (Нет, он невидим)
Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт № 2 «Воздушные вихри»
Воспитатель: Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Опыт № 3 «Воздух есть везде»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку).
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воздух есть и внутри нас, но мы его не видим.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в предметах? Возьмите со стола кусочек мела и бросьте в стакан с водой. Что происходит? (Из мела выходят пузыри).
Вывод: Воздух есть везде
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в крышку от фломастера. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист,вой).
Физминутка: Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 5 «Запах»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин). Вы замечательно справились.
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт № 6 «Сухой из воды»
Воспитатель: Что означает «выйти сухим из воды»? Возможно ли это?
Предлагаю выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая). Передо мной емкость с водой. Затем я переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаю его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан, предлагаю определить, намокла ли салфетка? По вашему мнению, что случилось? Попала ли вода в стакан? (Нет, салфетка сухая).
Воспитатель: Что происходит с салфеткой, если наклонить стакан? (выполнить действие).
Пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет.
Вывод: Воздух легче воды
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Давайте еще раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете выполнять действие. Если вы со мной согласны, поднимите руки вверх, если не согласны, то хлопните в ладоши, но будьте внимательны!
- Воздух окружает нас со всех сторон. (Вверх)
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. (Вверх)
- Воздух тяжелее воды. (Хлопаем в ладоши)
- Ветер – это движение воздуха. (Вверх)
- Человек может жить без воздуха. (Хлопаем в ладоши)
- Воздухом дышат люди и животные. (Вверх)
- Воздух можно почувствовать. (Вверх)
- Воздух имеет форму. (Хлопаем в ладоши)
- Воздух можно услышать. (Вверх)
Воспитатель: А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
Детям вручаются в подарок воздушные шарики и мыльные пузыри.
Самоанализ занятия в старшей – подготовительной группе
«Воздух - невидимка»
Воспитателя МДОУ Детского сада №1 «Березка» р. п. Турки Саратовской области
Ивановой Ольги Васильевны Май 2022 года
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, колпачок от фломастера, мелки, стакан, салфетка, емкость с водой, гуашь, воздушные шарики, апельсин.
Предварительная работа: просмотр презентации, наблюдения на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»; рисование нетрадиционными способами; чтение: «Ветер и солнце» (автор Ушинский К. Д., «Добрый воздух» (автор И. Ревю, разгадывание загадок; экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Структура ООД
Длительность и структура ООД выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности. Мною осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации ООД: санитарные требования к проведению ООД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед ООД была проведена влажная уборка и проветривание. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25-30 минут).
Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач.
ООД соответствовало интересам и уровню подготовленности детей. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
ООД состояла из четырех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ООД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Водная часть образовательной деятельности (ОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. На организационном этапе ОД была применен наглядно-демонстрационный материал (воздушный шарик, вопросы и правила в лаборатории).
Основная часть ОД.
Перед проведением опытов была проведена беседа о правилах поведения в лаборатории и видах загрязнения воздуха. Проходила через исследовательскую деятельность - через опыты с воздухом и водой.
В течении всего занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления были проведены: игра на общение, игра «Надуть воздушный шарик», физминутка.
Образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.
Содержательная часть - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач (рисование нетрадиционным способом - кляксография).
В заключительной части ОД ребятам было дано задание (закрепление знаний о воздухе, свойства воздуха). Были подведены итоги занятия. По итогам проведенной образовательной деятельности можно сделать следующие выводы: дети успешно справились с заданиями, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности.
Анализируя деятельность детей на ОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей. Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей ОД.
Я считаю, что выбранная мной форма организации организованной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в организованной образовательной деятельности задачи в основном были выполнены.