Анна Тимошкова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Давайте верить в чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте верить в чудеса
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству.
Задачи:
Уточнить знания детей об общих особенностях народных промыслов Закрепить умение выделять элементы узора Городецкой росписи, Хохломы, Гжели.
Развивать связную речь: побуждать детей отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам гжельской росписи.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, вызвать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Давайте верить в чудеса“» размещена в разделах
Предварительная работа:
Заучивание с детьми игр и стихотворений, лепка из соленого теста цветов (гжельская роза, беседы о народных промыслах, о мастерах.
Материал:
Оформление выставок детских работ хохломской, городецкой и гжельской росписи, 3 домика с элементами росписей, волшебный клубочек, кисть, баночка с синей краской, белый платок (из бумаги, готовые цветы (гжельская роза) из соленого теста, синяя гуашь, кисти, салфетки клеенчатые, салфетки влажные, диапроектор и презентация, магнитофон.
Ход НОД:
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стулья, включается презентация
(слайд «Мастера земли русской»)
-Велика наша страна Россия– много в ней городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди.
В народе с уважением о них говорят «Мастера на все руки», «Мастера золотые руки»
-Кто же такие мастера?
-Что делали люди своими руками? (Своими руками русские люди
творили чудеса : делали посуду, игрушки и много других предметов.)
Показ слайдов, дети говорят, что делают умельцы
-Ребята, а вы верите в чудеса? А в сказки? (Да)
-Тогда послушайте сказочную историю об одной русской девице.
Жила-была на белом свете Настасья Мастерица.
И была она затейница, да выдумщица невиданная. Любила Настасья мастерить наряды для сказочных героев. Например, она смастерила Ивану царевичу – расписную рубашку, Кощею Бессмертному – непробиваемый плащ. Морскому царю – наряд из водорослей.
Вот как-то раз сделала Настасья Мастерица наряд для Бабы Яги, новую юбку и рубашку, расписала грибами и ягодами, потому что старый наряд Яги совсем истрепался. Но злой Бабе Яге наряд новый совсем не понравился! Рассердилась она и решила навсегда лишить Настеньку ее мастерства! Взмахнула она своей метлой, произнесла страшное проклятье, и в один миг исчезли у Настеньки инструменты волшебные, а самое горькое, платочек Настин расписной прекрасный, Подарок батюшки родимого, вдруг белым стал, исчезли с него цветы красоты невиданной!
-Ребята интересная сказка? (Да).
-Ой, что это?
Звучит голос Настеньки (слайд «Девица мастерица»)
«Здравствуйте добрые друзья! Я в беду попала! Обидела меня злая Баба Яга, забрала у меня, девицы, кисти и краски, платочек мой любимый всех цветов лишила! Мои волшебные инструменты Баба Яга спрятала в городах мастеров русских. Пожалуйста, помогите их найти и расколдовать платочек расписной. А чтобы попасть в сказку я посылаю вам наряды волшебные и клубочек мой путеводный»
-Поможем Настеньке? (Да)
(дети наряжаются девочки кокошники, мальчики повязки на голову)
-Вы хотите попасть в сказку? (Да)
Дети выходят за стулья
-Тогда давайте закроем глазки и произнесем заклинание.
-Дует ветер озорной, поднимает нас с тобой,
Переносит в сказку нас сей же час!
-Открываем глазки,
Ну вот мы и в сказке!
Гимнастика для глаз
Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут.
(глазками рисуем круг)
Вы налево посмотрите и направо тоже
Со всеми испытаниями справиться мы сможем!
(зажмуриваем глазки и открываем)
- А куда же нам идти?
-Ты клубок волшебный помоги
Путь дорогу детям покажи
(берем клубочек и бросаем к первому теремку, оформленному городецкой росписью)
-Что я вижу, что за диво? Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво, и захватывает дух!
- Куда это нас клубочек привел?
Артем читает стихотворение
- Есть на Волге город древний
По названью – Городец!
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут!
Городецкий конь бежит,
И земля под ним дрожит!
- Рассмотрите городецкую роспись. Какие цвета используют мастера? (желтый, красный, зеленый, синий)
-Какой фон выбрали для изделий мастера? (светло-желтый, цвет натурального дерева)
-Какие узоры изображают художники на изделиях? (розы, купавки, петухи, лошадки, павлины)
-Какие изделия украшают мастера этой росписью? (шкатулки, панно, деревянную посуду, разделочные доски, хлебницы)
- Да, все правильно.
-А пословицы о мастерах вы знаете?
(Дело мастера боится.
Люби дело — мастером будешь.
По работе и мастера знать.
Всякая работа мастера хвалит.
У плохого мастера такова и пила.
Каков мастер, такова и работа.)
Проверим, может там что-то есть? (находим волшебную кисть в городецкой шкатулке) Вот мы и нашли первый волшебный инструмент. Продолжим наши поиски?
-Ты клубок волшебный помоги
Путь дорогу детям покажи
(берем клубочек и бросаем ко второму теремку)
-Куда мы попали?
Матвей читает стихотворение
- Роспись хохломская
Словно колдовская.
В сказочную песню просится сама!
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Золотая хохлома!
-Скажите, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки, ягодки).
- А вы знаете почему назвали эту роспись хохломской? (потому что мастера везли свои изделия на ярмарку продавать в село Хохлома.)
А что такое ярмарка? (это место где продают разные товары. Ярмарка – это торговля, веселье, скоморохи)
- Русские мастера умели не только трудиться, но и веселиться. Давайте-ка и мы с вами поиграем. Становитесь в круг.
Игра на снятие мышечного напряжения «Ярмарка»
Мы ребята удалые (правая рука вверх, левая нога вперед)
Скоморохи озорные (левая рука вверх, правая нога вперед)
Всех на ярмарку зовем (махи прямыми руками перед собой)
Всем игрушки продаем! (низкий поклон)
Раз, два, три, четыре, (притопы)
Круг поуже, круг пошире, (шаг вперед, назад)
Влево вправо повернись, (повороты)
И друг другу улыбнись! (руки перед собой, улыбнуться)
Ну-ка милые ребятки, отгадайте-ка загадки!
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется (тарелкой).
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
- Друзья, посмотрите, что это? (из хохломской тарелки ложкой деревянной достаем синюю краску) Вот мы нашли еще один волшебный инструмент Настеньки Мастерицы! Отправимся дальше в путь!
-Ты клубок волшебный помоги
Путь дорогу детям покажи
(берем клубочек и бросаем к третьему теремку)
- Где же мы теперь оказались?
Настя Л читает стихотворение
- Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками.
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели
Вы не слышали о гжели?
-Чем отличается гжель от других росписей? ( своим цветом: синий на белом фоне)
-Какие узоры используют мастера Гжельской росписи? (цветы, капельки, полосочки, сеточки)
-Какие изделия украшают мастера Гжели? (в основном посуду)
- Да ребята, все верно. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
-Вы ребята не зевайте
И загадку отгадайте:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела! (чайник)
- А это что? (находим вылепленные ранее цветы в чайнике). Да это же цветы с любимого платка Настеньки Мастерицы!
-Но они какие-то не расписные, и совсем не нарядные. Как же мы сможем их расколдовать?
-Какие предметы помог нам найти клубочек волшебный?
-Что мы можем сделать с их помощью? (расписать цветы).
-А в какой росписи используют синий цвет? (гжель).
-Так какими узорами мы распишем платочек любимый девичий (гжельскими)
-Так давайте скорее его нарядим! Приглашаю в мастерскую чудесную!
Дети подходят к столам в мастерскую
-А чтобы мастером стать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
Кто бегает по краскам?
Рисует кто прекрасно?
В водичку занырнет
и хвостиком махнет?
Мы кисточки возьмем
И рисовать начнем
Ребята расписывают цветы, готовые работы помещаем на стенд, оформленный в виде платка.
-Украсим платочек Настеньки цветами яркими и прекрасными. Нравится вам теперь платок?
Звучит голос Настеньки
«Спасибо, Вам друзья, что помогли найти мои инструменты волшебные и украсили платочек мой любимый!»
-Мы исполнили просьбу Настеньки Мастерицы?
- Вам понравилось в настоящей сказке?
- Но к сожалению все сказки когда-то заканчиваются, и нам пора возвратиться в детский сад!
-Дует ветер озорной, поднимает нас с тобой,
Переносит нас домой!