Ольга Куц
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию «Юные экспериментаторы — воздухоискатели»
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию/ опытно-экспериментальная деятельность "Юные экспериментаторы - воздухоискатели".
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию „Юные экспериментаторы — воздухоискатели“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи:
•подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
•дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидимый, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
•способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
•способствовать формированию у детей познавательной интереса;
• учить работать в коллективе индивидуально во время опытов.
упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Развивающие задачи :
• развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
•развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты; стаканчики с водой, трубочки для коктейля, игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; емкости с водой; таблички с названием опытов.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно слушайте и отгадайте её.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию.
Воспитатель: Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята вы видите воздух?
Дети: Нет, мы его не видим
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Воспитатель: Да, воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами сможете убедиться.
Опыт №1. «Воздухоловители»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет? Что в нем?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полный воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как вы думаете почему?
Дети: В нем не воздуха, он пустой.
Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом мы его выпустили.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположения детей). Правильно в воздушных шариках, игрушках. Давайте мы с вами пройдем к следующему столу поэкспериментируем.
Опыт №2. «Тонет, не тонет»
Воспитатель: На столе лежат игрушки. Вам юным экспериментаторам – задание : Нужно выяснить, какие игрушки утонут, а какие будут плавать. И разделить их на две части.
(ребята по очереди берут, опускают игрушки в воду)
Воспитатель: Молодцы, ребята, наш вывод, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода, и вытолкает весь воздух, - предмет может утонуть.
Опыт №3. «Воздух-невидимка».
Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть воздух?
Дети:
Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно (стакан нужно держать ровно, аккуратно опустите его в воду. Есть ли вода в стакане? Как вы думаете почему?
Дети: Нет воды.
Воспитатель: А теперь аккуратно наклоните стаканчик, который находится в воде. Что происходит?
Дети: Появились пузыри. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и он наполняется водой.
Воспитатель: Наш вывод: В стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, если его наклонить и вода занимает его место.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише.
Ветерок все выше, выше.
Опыт №4. «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: Юным экспериментаторам следующее задание. Представьте, что в каждом тазике море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?
Дети: Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем сильнее будут волны. Возьмите наши импровизированные кораблики. Что с ними происходит?
Дети: Они плывут.
Воспитатель: Что произойдет с корабликом если не будет ветра?
Дети: Он будет стоять на месте.
Воспитатель: Ребята наш вывод: ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Следующее задание для вас юные экспериментаторы.
Опыт №5. «Воздух можно услышать».
Воспитатель: Вы слышали воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Хотите услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте в нее. Что вы слышите?
Дети: Свист
Воспитатель: Сделаем вывод: воздух попадая в трубочку, издает звук.
Воспитатель: Мы с вами говорили, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (Предположения детей).
Сейчас мы это проверим.
Опыт №6. «Воздуходувы»
Воспитатель: Юным экспериментаторам задание : Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети выполняют) Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Наш вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что ветер – это движение воздуха.