Ангелина Аладьина
Конспект открытого занятия в средней группе «Волшебница осень»
Тема: «Волшебница осень»
Цель: создание условий для обобщения и закрепления знаний детей об осени.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;
- закреплять знания детей об овощах, фруктах, грибах и животном мире в период осени;
Развивающие:
- учить детей отвечать на вопросы по теме;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Волшебница осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Материал и оборудование: волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листики, набор муляжей овощей и фруктов, картинки грибов, животных, зонт.
Предварительная работа:
- чтение произведений об осени;
- наблюдение за осенними явлениями на прогулке;
- рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
- дидактические игры по данной теме;
- слушание музыки по данной тематике.
Ход занятия
Дети встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними и начнем наше занятие.
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване….
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются гостям)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: Верно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои картины прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах? Расскажите, что вы знаете об осени?
Дети рассказывают об осени.
Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Дети: Опадают.
Воспитатель: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно, листопад. А сейчас давайте поиграем в игру: «Осенний листопад». Нам нужно найти дорогу из волшебного леса! Разноцветные листочки на полу нам помогут в этом. Каждый из вас по очереди будет бросать кубик и двигаться по разноцветным листочкам, в зависимости от количества очков, которые выпали. За каждое правильно выполненное задание, вы получаете желудь, а если кто-то из вас будет мешать участнику выполнять задания или подсказывать ответ, то потеряет свой желудь. Первый, кто пройдет волшебный лес, получает три желудя! В конце игры мы посчитаем сколько у вас желудей и определим победителя! У кого-то есть вопросы?
(Дети задают вопросы)
Воспитатель: А теперь давайте начнем нашу игру!
(На осенних листочках отмечено только название игры, воспитатель по ходу объясняет правила)
Игра «Зонтик-корзина»
Раскрытый зонтик лежит на полу куполом вниз, чтобы получилась «корзина». Ребенок становится в двух или трех метров от зонтика и бросает мяч так, чтобы он, ударившись о землю, попал в «корзину».
Игра «Овощи и фрукты»
Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле, а если название фрукта - встают (фрукты растут на деревьях) огурец, лук, яблоко, морковь, груша, слива, репа, тыква…
Желудь может заработать игрок, который стоит на листочке с заданием, а остальные участники ему помогают.
Игра «Ягоды, грибы, орехи»
Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (Орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Желудь может заработать игрок, который стоит на листочке с заданием, а остальные участники ему помогают.
На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.
Воспитатель: Кто-то оставил корзинку? Давайте посмотрим, что здесь?
Дети: Грибы. Дети рассматривают и находят мухомор.
Воспитатель: Ребята а, какие грибы надо собирать! (Ответы детей). Давайте расскажем про мухомор.
Игровое упражнение «Мухомор».
Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)
Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).
Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).
Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)
Знают грибники прекрасно, (грозят пальчиком,
Мухоморы есть опасно. (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).
Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу.
Игра «Назови как можно больше…»
1) Ребенок называет разные предметы осенней одежды (больше 5). Если не справляется, то ему помогают остальные участники игры. Победит тот, кто назовет предмет одежды последним.
(Колготки, комбинезон, свитер, кофта, куртка, брюки, пальто, плащ, джинсы, шапка, перчатки)
2) даров осени (больше 5… (грибы, овощи, фрукты, ягоды, орехи)
3) животных, которые живут в лесу (больше 5…
4) деревья (больше 5)
5) из чего можно сварить варенье? (больше 5… (крыжовник, малина, смородина, калина, рябина, черника, земляника, клубника, груша, вишня, яблоко)
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик).
Дети: Звери собирают запасы, меняют шубки.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик. А мишка что делает? (Ответы детей).
Воспитатель: А как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и мы продолжаем изучать осень.
Игра «Ветер»
Ребенок должен сдуть все листочки (бумажные или настоящие) со стола.
Воспитатель: И напоследок, предлагаю вам отгадать загадки!
«Осенние загадки»
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали. (урожай)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.