Юлия Шепелева
Конспект открытого занятия в средней группе «Почему растаял снеговик?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в средней группе
на тему «Почему растаял снеговик?»
Цель: развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи: расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Почему растаял снеговик?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Оборудование: снеговик, снег в ёмкости, лёд в формах, вода в блюдечках, магнитофон, салфетки, подносы, пластилин, дощечки для лепки.
Методические приемы: сюрпризный момент, игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов (кубики льда, простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Предварительная работа: чтение сказки «Первый снег» В. М. Корнилова, заучивание стихотворений на тему «Зима», «Экологическое окно» в детском саду, игры и эксперименты со снегом и льдом на прогулке, рассматривание снежинок.
Ход занятия:
Звучит музыка.
В. - Дети, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.
Его слепили дети ловко,
Из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
Вместо глазок угольки.
На голову ведро одели
И соломенный парик.
А теперь скажи скорее
кто же это? (Снеговик)
В. - Правильно, это снеговик. (Воспитатель вносит игрушку снеговика)
С. - «Я, весёлый снеговик,
К снегу, к холоду привык.
Глазки - бусинки горят
На ребят они глядят.
К вам приехал я не зря –
Есть сюрпризы у меня!»
С. - Здравствуйте, дети!
Дети – Здравствуй, Снеговик!
С. – Дети, а какое сейчас время года? (Зима). Молодцы! А как вы это поняли?
Дети называют приметы зимы.
В. – Правильно, зимой очень холодно. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. На улице мороз, летят снежинки с неба – это капельки воды замёрзли и превратились в тонкие иголочки, а когда снежинок падает много-много, то это уже снегопад! А ещё зимой замерзают реки, озёра, покрываются толстым слоем льда.
Снеговик, ты сказал, что у тебя есть для нас сюрпризы. Покажешь?
С. – Конечно, покажу, если вы сумеете отгадать мою загадку :
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это. (Лёд.)
Воспитатель открывает коробку, дети подходят к ней.
В. - Посмотрите, да тут и правда что-то лежит? Что это? (Лед, льдинки).
Воспитатель дает детям возможность рассмотреть содержимое коробки, затем предлагает пройти к столам, на которых лежат салфетки, подносы и раздает детям из коробки по ледяному кубику.
- Потрогайте льдинки, какие они? (Ответы детей)
- А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие? (Ответы детей)
- Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему,как вы думаете? (Ответы детей – они скользкие).
- Положите свои льдинки на поднос. Посмотрите на ладошки - они у вас влажные. Как вы думаете, откуда взялась вода? (Ответы детей - льдинки растаяли).
В. - Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять? (Ответы детей - Мы их трогали теплыми ладошками, в помещении тепло, а в тепле лед тает).
В. - Ребята, а можно ли льдинки брать в рот? Почему нельзя? (Это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как они очень холодные. А вы, как мне кажется, болеть совсем не хотите, правда) А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Плывёт, плывёт кораблик»
Дети по просьбе воспитателя опускают кусочки льда в воду и наблюдают. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочек льда становится меньше?
Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.
В. – Вспомните, пожалуйста, как мы с вами на прогулке смотрели на солнышко сквозь льдинки. Почему вы видели солнышко? Что можно сказать про это свойство льда?
Вывод: лед прозрачный.
В. – А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лёд?
Вывод: лёд хрупкий.
Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли, давайте их погреем.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».
Снег руками собирали
(Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Наши пальчики устали
Мы их будем растирать,
(Энергично потирают ладонь о ладонь)
Мы их будем согревать.
В. - Ребята, мы вместе со Снеговиком провели опыты надо льдом. Сделаем вывод, какой лёд (ответы детей) Но мне кажется Снеговик нам ещё что-то принёс.
С. – Попробуйте, отгадайте.
В холод белый и колючий,
В оттепель сырой, липучий.
Принесёшь его домой —
Станет талою водой. (Снег)
Воспитатель вносит ёмкость со снегом.
В. – Снеговик нам принёс немного снега. Как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате (ответы детей)
В. – Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду. А пока он не растаял, давайте поиграем со снегом. Давайте сравним снег со льдом, чем они похожи, а чем отличаются? Для этого проведём следующие опыты.
Игра «Снег плачет».
Возьмите немного снега в руку. Подержите несколько секунд. Какой снег? Что вы чувствуете? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода? Чьи это слёзы? Почему снег плачет?
Вывод: снег холодный, в тепле тает, превращается в воду.
Погреем ручки, потрём их друг об дружку, подышим на них, чтобы не получить обморожения.
В. - В тепле снег начал таять и стал липким. Воспитатель делает из снега комочки. А как вы думаете, что ещё можно сделать из липкого снега?
В. – Молодцы, вы вспомнили, как на прогулке мы с вами лепили Снежную бабу. Прямо сейчас мы можем сделать это ещё раз. Конечно снега у нас немного, не хватит для всех, но мы можем слепить Снеговиков из пластилина, посмотрите, он такой же белый, как и снег. И у нашего Снеговика появится много друзей. Дети вместе с воспитателем лепят снеговиков. Обыгрывают.
С. – Спасибо, ребята! А вы не устали? Давайте поиграем в подвижную игру.
Игра «Зимняя»
Быстрые ножки шагали по дорожке, Шагают друг за другом
Скрип-скрип, топ-топ
Провалились мы в сугроб. Падают на пол
Из сугроба вылезали
И штанишки отряхали, Встают, «отряхиваются»
Ручки тоже отряхали,
Шапки тоже отряхали.
Путь свой дальше продолжали. Идут по кругу
А мороз-то крепчает:
Он за носик кусает, Закрывают ладошкой нос,
И за щёчки кусает, щёки,
И за ушки кусает ушки
Ты мороз, мороз, мороз Грозят пальчиком
Не кусай меня за нос,
Не щипай меня за щёчки,
Не хватай меня за ушки.
А мороз-то крепчает, метель-вьюгу подзывает.
Вьюжки, вьюжки, вьюжки вью Вращают руками перед собой
Колотушки колочу, приколачиваю. Бьют кулачком по ладошке.
В. - Ребята, посмотрите, кажется Снеговик загрустил. Что случилось с ним?
С. – Я кажется таю…
В. – Ребята, а почему тает наш снеговик (ответы детей)
В. – Правильно, Снеговик сделан из снега, а снег в комнате тает, потому что тепло. Дети, нужно попрощаться со Снеговиком и отпустить его домой в лес.
Дети – До свидания, Снеговик, приходи к нам ещё! Мы будем ждать. Снеговика уходит.
В. - Наше занятие подошло к концу. Сегодня вы узнали об удивительных свойствах снега и льда. И у меня для вас есть маленький сюрприз : вот такие разноцветные льдинки. Мы с вами пойдем на прогулку и украсим ими деревья.
Список используемой литературы.
1. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. М. : “Мозайка-Синтез”, М. : ТУ “Сфера”, 2003 г.
2. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. М. : «Мозаика - Синтез», 2013г.
3. Скиба Т. В. Самые лучшие загадки для малышей (с отгадками). Ростов-на-Дону : ИД «ВЛАДИС», М. : «РИПОЛ классик».