Татьяна Шиленко
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Казачьи посиделки»
▼ Скачать +Заказ
Задачи: познакомить детей с одной из форм общения - посиделками; воспитание интереса к прошлому родного края, желание знакомится с традициями казаков; формирование интереса к культуре Дона; развивать творческие способности детей.
Занятие проходит в музыкальном зале, украшенном в стиле казачьего куреня
Ведущая:
Дорогие гости! Поведем мы сегодня беседу на очень интересную тему - о Донском казачестве, его обычаях, традициях и песнях.
Каждый из нас, кто живет в этом славном крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий Тихий Дон.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Казачьи посиделки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Приглашаем вас на казачьи посиделки. (ведущая уходит, выходят дети)
Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать - так на пороге встречать.
Ребенок: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды -
От души они, от доброты!
Ребенок: Гость, войди! Традиций не нарушим!
И всегда чайку попьем
Всем известно русское радушье -
Хлебосольство и открытый дом.
Даша из избы: Вечер темен, долг насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-то я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут игры.
Сейчас избу приберу и ребяток позову.
Эй, подруженьки-подружки, веселушки, хохотушки.
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Приходите поплясать, долгий вечер скоротать.
Дети входят в избу.
Ребенок: здравствуй, Дашенька! Спасибо, что позвала нас в гости.
Ребенок: В избу мы твою пришли с подарками.
Дарят подарки с добрыми пожеланиями:
1-й ребенок: Дарю тебе сахарницу, чтобы приглашала друзей на масленицу.
2-й ребенок: Дарим тебе ложки, чтобы кушала понемножку.
3-й: Дарю тебе скалку, чтобы пекла куличи на пасху.
4-й: Дарю тебе поднос, чтобы утерла своими пирогами соседям нос.
5-й: Дарю тебе ступку с толкушкой, чтобы хорошо растирала петрушку.
6-й: Дарю тебе бочонок, чтобы попивала чаек с медом.
7-й: Дарю тебе горшочек масла, чтобы жизнь твоя была прекрасна.
8-й: Дарю тебе сковородку, чтобы запекала на ней селедку.
9-й: Дарю тебе разделочную досточку, чтобы нарезала для гостей пирогов горочку.
10-й: Дарю тебе солонку, чтобы в ней всегда была соли горка.
Под казачью песню в избу входит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, станичники! Шла я мимо, услышала шум да веселье и решила заглянуть к вам.
Даша: Входи, гостьей нашей будешь!
Ведущая: Спасибо за приглашение. А скажите, станичники, что у вас тут за веселье?
Дети: Мы собрались на казачьи посиделки.
Беседа о традициях казаков.
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, что это такое - казачьи посиделки?
Дети (предполагаемые ответы): Казачьи посиделки - это вечера с играми, песнями, танцами.
Ведущая: Расскажите, кто такие казаки?
Дети: Казаки, в переводе с татарского, вольные люди. Они бежали от неволи на Дон и поэтому их назвали Донскими казаками.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, где селились казаки?
Дети: Казаки селились в степи. В далекие времена степь называлась " Диким полем", потому что эта земля была ничья.
Ведущая: Какие жилища были у казаков?
Дети: Сначала у казаков были землянки, а потом они начали строить курени.
Ведущая: Как назывались поселения казаков?
Дети: Первые поселения назывались "городки". Позже городки стали называть станицами.
Ведущая: Скажите, кто главный у казаков?
Дети: Главным в станице был атаман, его заместителем - есаул.
Ведущая: Что происходило, когда в семье рождался сын?
Дети: Когда рождался в семье сын, то приходили родные и знакомые, дарили подарки и приговаривали: " Дарим тебе "на зубок" стрелу, патроны, лук и ружье. ".
Ведущая: Что умел делать казачонок в 3 года?
Дети: В 3 года казачонок ездил на лошади.
Ведущая: Что мог делать казачонок в 7 лет?
Дети: Казачонок в 7 лет мог скакать по степи на лошади без седла и стрелять из ружья.
Ведущая: Какое любимое занятие было у казаков?
Дети: Любимым занятием казаков были скачки.
Даша: Посиделки, посиделками, а про веселье-то забыли. Ну,ка, гармонист, частушки!
Дети поют частушки на казачью тему:
Мы с веселой песней дружим.
По-казачьи говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает
Эх, Донская сторона.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О Донском старинном крае
Песни звонкие поем.
Эх, Донское государство,
Возле Дона куреня.
До чего же ты красива
Эх, Донская сторона.
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Ведущая: Хороши ваши частушки, а теперь предлагаю поиграть.
Проводится игра " Веселый бубен"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам. (игра проводится несколько раз)
Загадки:
- Крепка, звонка, да отточена. (сабля)
- Сама свистит, сама бьет (стрела)
- На чужой спине едет, на своей груз везет (седло)
- Шесть ног, две головы. один хвост (всадник на коне)
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (подковы)
Даша: Гости дорогие, что-то мы заигрались. Не хотите ли чайку попить и конфеточек покушать? Милости прошу к моему столу.
Ведущая продолжает беседу с детьми:
Станичники, из ваших рассказов я узнала, что Донские казаки были отличными всадниками и прекрасными воинами. Может кто-нибудь знает пословицы, которые говорят об этом?
Дети рассказывают пословицы:
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак с пеленок на лошади.
- Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
- Без коня казак - кругом сирота.
- Терпи казак - атаманом будешь.
Ведущая: Основную часть жизни казаки проводили на службе. А чем еще любили заниматься казаки?
Дети: Казаки занимались охотой, рыболовством, выращивали виноград и земледелием.
Ведущая Чему учила охота?
Дети: Охота развивала такие качества как чуткость уха, зоркость глаза и смелость.
Ведущая: Какая рыба водилась в Дону, Азовском море?
Дети: Судак, окунь, щука, карась, сом, рыбец, сельдь, белуга.
Ведущая: Какое самое любимое блюдо из рыбы у казаков?
Дети: Уха.
Ведущая: Любимое мясное блюдо?
Дети: Долма.
Ведущая: Любимое сладкое блюдо?
Дети: Любимое сладкое блюдо казаков - "Нарден" - варенье из мякоти арбузов, которое подавали к пышкам
Ведущая: Что-то засиделись мы, а ну, гармонист, сыграй-ка нам, а мы споем и спляшем.
Исполняются припевки:
Эх донские казачки
Всех на свете краше,
А казаки бравые -
Кавалеры наши!
Мои щечки, что цветочки,
Губки мои аленьки.
Я казачка боевая
Хоть еще и маленька.
Мы казачки знатные,
Нарядные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Посмотрите на меня!
На Донского казачка!
На коня вскочу верхом!
Вихрем понесусь кругом!
Ведущая: Что правда, то правда. Наряды у вас действительно необычные и красивые. Расскажите нам об одежде казаков.
Девочки:
1-я: Женские юбки были длинные, прямые и расклешенные с широкой оборкой - "брызжей"
2-я: С этой юбкой носили "кирасы" - это была кофта приталенная по бедрам с баской, длинными рукавами, в верхней части расширяющимися. Воротник блузки небольшой, стоечкой, застежка спереди на частых пуговицах.
3-я: Казачки любили украшения. Они носили ожерелья из монет, браслеты и кольца.
4-я: Очень красивой у казачек была праздничная одежда. Верхнее платье - "кубелек" - шилось из шелка, парчи, бархата с высокой талией и застежкой спереди.
Пояс отделывался золотом, серебром и драгоценными камнями.
Мальчики:
1-й: Казаки носили синие штаны с красными лампасами.
2-й: Казаки носили "зипун" - такой вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, который надевался поверх рубахи.
3-й: Поверх зипуна надевали "кафтан", спускающийся ниже колен. Он изготавливался из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом. Этот наряд казаки одевали в праздники.
4-й: Походная одежда у казаков состояла из грубого суконного зипуна, шаровар, сапог и шапки из овчины.
Даша6 А не поиграть ли нам, гости дорогие.
Проводятся игры:
"Платок казачки подними"
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит казачья песня, дети идут по кругу. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
"Заплетись плетень"
Играющие делятся на две равные по силам команды - зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10 - 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.
Ведущая: Загостилась я, Дашенька! Пора нам домой, станичники. До, свидания,Дашенька
Даша: Милости просим в следующий раз.
Ведущая с детьми уходят.