Светлана Романова
Конспект открытого занятия с детьми средней возрастной группы по ознакомлению с окружающим (по программе «Развитие»)
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух и его «чудесные» свойства»
Программное содержание :
1. Продолжать знакомить детей с окружающим миром, закрепить знания детей по теме «Воздух и его свойства».
2. Продолжать учить детей анализировать ход эксперимента, побуждать высказывать свою точку зрения о его результатах, полученных методом рассуждений и умозаключений.
3. Продолжать развивать интеллектуальные способности детей, желание заниматься опытно- экспериментальной деятельностью с воздухом для подтверждения или опровержения принятых решений.
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми средней возрастной группы по ознакомлению с окружающим (по программе „Развитие“)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
4. Продолжать развивать коммуникативные умения и навыки детей: умение уважительно относиться к высказываниям друг друга, предлагать свою помощь, принимать помощь друзей; развивать навыки сотрудничества.
5. При проведении экспериментов воспитывать аккуратность у детей, желание помочь друг другу.
6. Расширять активный и пассивный словарь детей: активизировать словарь детей понятиями «упругость», «легкость»; ввести в словарь детей понятия «спасательный круг», «приземлиться».
Материалы к занятию :
Демонстрационный: видеозапись мультфильма «Лунтик. Шар.»; иллюстрации («воздушный шар», «надувная лодка», «надувной батут», «детский спасательный круг); надувные игрушки; игрушки-пищалки»; пакеты (тканевый, целлофановый); бумажный кораблик и пластмассовая лодка; банка; медицинский шприц; губка.
Раздаточный: набор воздушных шариков; трубочки на каждого ребенка; футляры от киндер-сюрприза; салфетки; губки; емкость с водой.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Дети приветствуют гостей (здороваются) и друг друга (слегка сжимая ладошку рядом стоящего ребенка, говоря слово «привет»).
Воспитатель: - Ребята, сегодня Лунтик услышал, что наше занятие будет проходить в «Школе фокусников», а мы будем вспоминать и рассказывать все, что узнали о свойствах воздуха, стал просить пригласить его тоже. Я не смогла отказать ему в его просьбе, но что-то его долго нет, а нам пора отправляться. Да и коробка со всеми необходимыми предметами к занятию куда-то исчезла. Давайте по сложившейся традиции поиграем в знакомую нам игру, может он за это время успеет подойти.
(Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики «Домик» и «Замок». Подходят к «домику» и находят там Лунтика вместе с коробкой).
Воспитатель: - Лунтик, ты же просил разрешения взять тебя с нами на наше занятие в «Школу фокусников», а сам прячешься в домике. И зачем ты взял нашу коробку?
Лунтик: - Здравствуйте ребята, я, кажется, испугался, вдруг вы не согласитесь взять меня с собой, а когда увидел вашу коробку, мне стало любопытно, здесь столько всего интересного и незнакомого, что я захотел показать эти предметы своим друзьям Миле и Кузе. Оказывается, зря прятался, спасибо вам, что не отказали в моей просьбе отправиться с вами на занятие в «Школу фокусников.
Воспитатель: - Лунтик, мы с ребятами ничего не делаем просто из любопытства и не трогаем предметы, если не знаем, опасно это или нет. Иногда тебя могут ожидать опасности, приключения, порой не очень приятные. А свои знания или предположения мы с ребятами проверяем в «Школе фокусников». Вот и сегодня, мы будем рассказывать все, что знаем про воздух, а для подтверждения наших знаний нам и необходимы предметы, сложенные в рюкзаке.
Лунтик: - Извините меня, ребята, пожалуйста, я думал это просто игрушки.
Воспитатель: - Ребята, Лунтик заверял меня, что знает о воздухе все и даже летал однажды на воздушном шаре. Вы хотели бы посмотреть, что это был за «полет»?
(Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед телевизором и посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Лунтик», «Шар»)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можно было помочь Лунтику безопасно приземлиться на шаре? (Развязать веревочку и потихоньку выпускать воздух из шара) А что произойдет, если резко развязать веревочку? (Шар резко поднимется вверх, а потом так же быстро станет падать)
( Воспитатель предлагает детям на примере надувного шарика проверить правильность высказываний: каждый ребенок развязывает веревочку у надувного шарика и отпускает его)
Воспитатель: - Ребята, а почему шарик сразу устремился вверх, вертелся, кружился, а потом упал на пол?
(Мы накачивали воздух в шарик, а воздух растягивал шарик. Завязав веревочку на конце шарика, мы перекрыли воздуху выход из шарика, а когда веревочка была развязана, воздух пытался «выйти» из шарика очень быстро, так как шарик сжимался и выталкивал воздух наружу, а воздух отталкивал шарик и этим заставлял шарик двигаться.)
Лунтик: - Ребята, я тоже хотел бы в следующих полетах на воздушном шаре избежать неприятностей, но я почти ничего не знаю о свойствах воздуха, и прошу вас рассказать все, что знаете о воздухе, и расскажите, пожалуйста, зачем вам такие интересные предметы в коробке?
Воспитатель: - Ребята, расскажите Лунтику, что такое «воздух»?
( Дети рассказывают: воздух - это то, чем мы дышим; он невидимый, без запаха, бесцветный, бесформенный, его можно только почувствовать)
Воспитатель: - Ребята, а можно увидеть воздух?
( Можно: он качает ветки, одежду; гоняет листья, снег по улице; поднимает волны на воде)
Воспитатель: - Ребята, можно ли упаковать воздух в пакет? (взрослый достает из рюкзака и предлагает детям целлофановый и тканевый пакеты) Почему воздух нельзя «надуть» в тканевый мешок? (в ткани есть отверстия- маленькие дырочки, которые и пропускают воздух; целлофановый пакет может удержать воздух)
Воспитатель: - Какой предмет ещё надежнее, чем целлофановый пакет, удержит воздух? (воспитатель достает резиновый шарик) Каким становится резиновый шарик, если накачать его воздухом? (упругим)
Воспитатель: - Люди, зная особенность резиновых предметов удерживать воздух, стали использовать эту особенность при передвижении по воде и по воздуху, в играх.
Воспитатель: - Лунтик, давай посмотрим вместе с ребятами, какими предметами мы не сможем пользоваться, если их не заполнить воздухом?
( Воспитатель показывает иллюстрации: воздушный шар, надувная лодка, детский спасательный круг, надувной батут, резиновый мяч)
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру с мячом.
Физминутка: звучит музыка, дети играют в игру с мячом «Горячий мяч».
(Воспитатель предлагает Лунтику и ребятам пройти к столу)
Воспитатель: - Знаешь, Лунтик, мы приходим в «Школу фокусников» с ребятами чтобы доказать или убедиться в правильности наших рассуждений. Вот и сегодня мы хотим узнать, смогут ли наши лодки переплыть «речку»? (воспитатель предлагает каждому ребенку пластмассовую лодочку) Послушай, что думают ребята об этом.
( рассуждения детей: лодка без «ветра» не будет двигаться, воспитатель уточняет, что если есть течение, то лодка будет двигаться только по течению)
Воспитатель: - Чем же воздух нам может помочь в этом случае?
(Поток воздуха - это и есть ветер; сильный поток воздуха мы называем бурей, а на море это шторм.)
Воспитатель предлагает детям трубочки, напоминает об аккуратности в работе Дети встают по обе стороны стола, опускают лодочки в ёмкость с водой, а с помощью трубочки дуют на «кораблик», заставляя его двигаться сначала в одну сторону, а потом обратно. Дети дуют сильнее в трубочки, устраивая на море шторм.
Воспитатель: - Лунтик, сильный ветер бывает очень опасен не только на воде, но и на суше, От него лучше укрыться в безопасном месте.
Лунтик: - А зачем вам понадобилось много одинаковых предметов?
(Воспитатель достает футляры киндер- сюрпризов)
Воспитатель: - Давай спросим у ребят: имеет ли воздух запах? (Не имеет)
Воспитатель предлагает открыть каждому ребенку один футлярчик. Что чувствуют теперь ребята? (запах йода и лимона)
Воспитатель: - Воздух не имеет запаха, запах издают предметы, которые находятся или находились рядом, вот и наши футлярчики пахнут тем, что там находилось (йод и лимон, а воздух только переносит нам эти запахи.
Воспитатель: - Ребята, я хочу предложить вам подумать над одной интересной задачей: на столе разложены: чашка с водой, пустая чашка, салфетка, губка, лоскут ткани, детская резиновая игрушка. Отгадайте, с помощью какого предмета можно перенести воду из одной чашки в другую чашку?
(Намочить салфетку, ткань, губку в банке с водой, а над пустой чашкой отжать их.)
Воспитатель предлагает проверить все предложения детей. (Дети смачивают губки и салфетки в банке с водой, отжимают их над пустой банкой)
Воспитатель: - Как же с помощью игрушки перенести воду из одной чашки в другую?
(при надавливании на игрушку из неё выходит воздух, а когда игрушку отпустить в воду, то воздух затянет воду внутрь)
Воспитатель: - Так же работает и медицинский шприц (показ работы шприца)
Воспитатель: - Лунтик, занятие в «Школе фокусников» заканчивается, что же интересного про воздух тебе сегодня рассказали ребята в «Школе фокусников»? ( ребята называют свойства воздуха: легкий, делает предметы упругими, не имеет запаха)
Лунтик: - Спасибо, ребята, что познакомили меня со свойствами воздуха: теперь я знаю, что, используя упругость воздуха, им накачивают надувные батуты и мячи; что, используя легкость воздуха, им надувают воздушные шары. Если мне захочется что-то новое попробовать, я сначала к вам приду, мы вместе все изучим и проверим в вашей «Школе фокусников». Буду ждать от вас приглашения. А теперь давай посмотрим, ребята, чем же закончился мой полет на шаре.
(просмотр отрывка мультипликационного фильма)