Света Калинина
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Русское гостеприимство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г. С. Титова
городского округа Щёлково
Структурное подразделение: Детский сад «Берёзка»
с детьми подготовительной к школе группы
по тестопластике на тему:
«Русское гостеприимство»
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы „Русское гостеприимство“» размещена в разделах
Подготовила и провела :
воспитатель первой
квалификационной категории
Калинина Светлана Васильевна
2023г.
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по тестопластике на тему: «Русское гостеприимство»
Цель: Приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
• Формировать представления детей о традициях русского гостеприимства.
• Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
• Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнить понятие слов «посиделки», «гостеприимство», «кулебяка», «расстегай», «калач».
• Продолжать учить детей лепить по представлению, передавать форму изображаемых объектов. Продолжать учить использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее.
• Развивать мелкую моторику и скоординированность движений рук,
глазомер.
• Развивать творческое воображение.
• Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
• Воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, народному искусству, трудолюбие.
Предварительная работа:
Чтение загадок, пословиц, поговорок о гостеприимстве. Слушание и разучивание песен «Во поле береза стояла», «Калинка», «Каравай», «Частушки», рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, экскурсия в мини-музей «русская изба», беседа «Русские посиделки», «Хлеб – всему голова», лепка хлебобулочных изделий.
Материалы:
Музыкальное сопровождение русской народной музыкой. Русские народные костюмы, балалайки, каравай, рушник, предметы быта русской избы, бутафория продуктов. Дощечки для лепки, скалки, стеки, соленое тесто, материал для украшения изделий из теста, влажные салфетки, баночки с водой, кисточки, тканевые салфетки и тарелочки для теста, корзинки и кондитерские изделия, образцы пряников.
Ход занятия:
Дети-хозяева и воспитатель под русскую народную музыку заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Ребенок:
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас!
Ребенок:
Всех мы в гости приглашаем
В нашу русскую избу,
Все вместе:
Посиделки начинаем
В нашем дружеском кругу!
Проходят в избу, накрывают на стол, пекут каравай, поджидают гостей.
Появляются дети-гости. В руках детей корзины с угощениями.
Играет музыка, дети проходят к избе, воспитатель и двое детей встречают гостей с караваем. Гости здороваются.
Дети-гости :
Здравствуйте, хозяева! Мы пришли попеть, поплясать да себя показать!
Воспитатель:
Добрые гости всегда в пору!
Ребенок-хозяйка:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей мы всех встречаем
Круглым, пышным караваем.
Воспитатель:
Рады вас видеть в нашей избе. Давно вас поджидаем, посиделки без вас не начинаем. Проходите, гости дорогие, будьте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и приветливое словечко. Посидим рядком, да поговорим ладком. Вспомним обычаи старины далекой.
(Хозяйка ставит каравай на стол. Дети садятся за стол на стулья).
Ребята, а что это за обычай такой, посиделки? Кто знает?
( ответы детей: много работали наши предки, очень уставали; им нужно было отдохнуть, поднять себе настроение; ведь не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни компьютеров, поэтому люди ходили друг к другу в гости, сами себе придумывали развлечения: игры, небылицы, шутки-прибаутки, скороговорки, загадки, что бы потешить и развлечь друг друга и себя; для этого они собирались вместе)
Все верно, ребята. В старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались осенью полевые работы, и был собран урожай, вместе собирались они вечерами, чтобы песни попеть, шутки услышать, поиграть, да и порукодельничать. Называли это посиделки. Любили в народе того, кто знал много веселых шуток, пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки?
Предлагаю вам, дети, игру. Я начну, а вы закончите пословицу.
Кончил дело –…. (гуляй смело).
Для доброго гостя и ворота…. (настежь).
Идешь в гости - (неси подарок в горсти).
Гость доволен - …. (хозяин рад).
Хозяин весел -…. (и гости рады).
Хлеб – соль кушай, а хозяина (слушай).
Ребята, а кто понял, о чем эти пословицы? (о том, как вести себя в гостях, и о том, как встречать гостей)
А как называется традиция встречать гостей? (гостеприимство)
Правильно, гостеприимство. А что это за слово такое необычное? Чем оно отличается от других слов?
( оно состоит из двух слов: гости, принимать. Гостеприимство – это не только радушие, но и готовность принять любого гостя в своем доме, накормить и напоить его досыта.)
Молодцы, вы правильно ответили. А о чем говорит нам пословица «Что есть в печи – на стол мечи»?
(Хозяин не жалел для гостя ничего. На стол выкладывали все, что было в доме. С гостем делились последним куском. Во время застолья, хозяева уговаривали гостя съесть ну хоть еще один кусочек)
Правильно!
Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Ребята, расскажите, чем в те времена угощали гостей?
Ребенок:
Угощали мясными блюдами, запечённой птицей и рыбой, супами, блинами, чаем, квасом, русской выпечкой.
Ребенок: (каравай)
С тех давних времён сохранился обычай встречать приехавших издалека гостей специально приготовленным караваем. Он был круглым, по форме напоминая Солнце. Это мог быть хлеб из чистой муки, самой дорогой в то время. И закрытый пирог с какой-нибудь начинкой.
Каравай обычно богато украшался, а в центре него делалось углубление. В это углубление помещали соль или пряные специи. И соль, и специи были редкими и очень дорогими в ту пору. Поэтому этим выражалось особое уважение к прибывшим гостям. Вот почему и хозяев стали называть «Хлебосольные».
Ребенок:
А вы знаете, что в гости не ходят с пустыми руками. И мы пришли к вам с подарками!
(Пирог)
Я принесла к столу большой праздничный пирог и пирожки поменьше. Эти пироги с начинкой. Начинка у пирожков бывает разная, это и капуста, и яйца, грибы, ягоды и орехи. Самые любимые пирожки с фруктами, яблоками, грушами, сливами и вишней.
А вы знаете, что пирог берёт своё название от слова «пир». Именно к таким пирам его раньше и готовили. Вспомните, как в сказках говорится: «И был пир – на весь мир!».
Ребенок: (Кулебяка)
А от меня вам Кулебяка – это закрытый пирог. Его пекут с одной или несколькими начинками, которые разделяют тонкими слоями теста внутри. Иногда вместо теста начинку перекладывают пресными блинами. Самые вкусные начинки для кулебяки это мясо, рыба, капуста и грибы.
Интересно, что название «кулебяка» произошло от слова «кулебячить». Что означает мешать что-то руками. Тесто для кулебяки должно быть приготовлено и раскатано руками.
Ребенок: (Расстегай)
Мой подарок - расстегай! Это тоже русская выпечка. А выпекают расстегаи из дрожжевого теста, обычно с начинкой из рыбного фарша. Середина этого пирога делалась открытой. В неё наливают немного растопленного сливочного масла или какого-нибудь бульона. Это отверстие как бы «расстёгивает» пирог, отсюда и пошло его название.
Ребенок: Ватрушка.
Вот и ватрушки – это выпечка из дрожжевого, сдобного теста с творогом. Всегда открытая сверху и круглой формы. Раньше ее делали большой, делили на кусочки и подавали к праздничному столу.
Ребенок: Калач
От меня вам калач – самый древний русский хлеб из белой муки, похож на огромный испечённый «амбарный замок». Форма калачей необычная. В старину после выпечки готовые калачи нанизывали на шесты и несли на продажу, либо подвешивали под потолком избы. Так калачи берегли от мышей, и они долго сохранялись в виде сухарей, которые снимали с шестов и съедали по мере надобности.
Воспитатель:
Спасибо, вам, гости дорогие, за дары ваши щедрые и за рассказы интересные! А вы, ребятки, не засиделись ли? Ну-ка, позабавьте честной народ, повеселите!
Ребенок:
Выходите ка, подружки! Пропоем для всех частушки!
Физкультурная минутка:
Дети становятся в рядочек, поют частушки и приплясывают. В это время убрать со стола угощения. Поставить все необходимое для тестопластики.
Ребенок:
Кто с платочками пляшет, да на балалаечке играет, тому скучно не бывает!
Мы частушки сочиняем
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем –
Попросите только нас!
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем!
О старинном русском крае
Песни звонкие поем!
Приезжайте в гости к нам,
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай – чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день – денечек!
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель:
Ну и весело у нас! Шутки, песни, прибаутки ручейком льются!
В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. Как говорится в русской пословице : «От скуки – бери дело в руки». Вот и проводили время за любым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узоры вышивал, кто из дерева ложки вытачивал. Весело было! И в моей горнице работа для вас найдется!
Какие же посиделки без вкусных угощений? Ребята, я вам предлагаю сегодня сделать из соленого теста к нашему столу пряники.
Вон уж и тесто поспело! «Без рук, без ног, а в гору лезет!» Пора за работу! Усаживайтесь, не стесняйтесь, по удобнее располагайтесь!
(Ребята надевают фартуки и садятся за стол)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем лепить из соленого теста пряники.
Перед работой, хочу вам напомнить правила при работе с соленым тестом: не брать тесто в рот, не трогать руками глаза, следить, чтобы тесто не падало на пол. И, конечно же, нужно уважать труд товарища, не брать в руки чужую работу без разрешения.
Все готовы? Тогда начнем! Делу время, а потехе час!
• Необходимо дощечку присыпать мукой, чтобы тесто не прилипло.
• Из теста скатаем шар.
• Кладем шар на дощечку.
• Раскатываем скалкой на небольшую толщину (около 0,5 см).
• Затем используем формочки для вырезания пряников из теста.
• Выберите формы, которые вам нравятся. Поставьте формочку на поверхность теста и аккуратно вдавите ее в тесто. (Затем можно поменяться формочками с товарищами)
• Обрежьте лишнее тесто вокруг формочки стекой.
• Остатки теста можно собрать и снова сформировать в шарик для следующей порции. Лишнее тесто убрать на тарелочку. Чтобы тесто не высохло, его нужно накрывать тканевой салфеткой.
• Украшаем поверхность пряника узорами: можно отпечатать ребристый орнамент, вдавить дырочки при помощи стека с шариком на конце. Можно скатать из цветного теста маленькие шарики и жгутики, смочить детали мокрой кистью, наложить на пряник в виде узора. (Показать образцы)
• Поместите вырезанные пряники на противень с пекарской бумагой. Убедитесь, что они находятся на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не слиплись в процессе приготовления.
Под звуки народной музыки дети лепят. Воспитатель, по мере надобности, помогает ребятам. Подсказывает, проводит индивидуальную работу с детьми.
(Во время работы детей, закрепить пословицы о труде)
Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Кончил дело – гуляй смело!
Труд человека кормит, а лень портит.
(Готовые изделия выкладывают на поднос, убрают рабочее место, вытерают руки салфетками)
Молодцы, ребята! Очень красивые пряники у вас получились! Да какие аппетитные! Осталось только в печь поставить!
Теперь уж пора нам узнать, как прощались на Руси. Проводы гостей тоже сопровождались определёнными традициями. Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили : «скатертью дорога», то есть желали легкого и гладкого, как скатерть, пути.
Воспитатель: Сегодня мы много узнали о русском гостеприимстве. Что же вам больше всего запомнилось из традиции гостей принимать? (Дети закрепляют полученные ранее знания о последовательности приёма гостей)
А я для вас гостинцы приготовила на дорожку! (угостить петушками)
Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё к нам в гости! Не забывайте традиции русского народа! Нашу культуру нужно беречь и соблюдать обычаи. Давайте хором пожелаем всем путникам: «Доброго пути. Скатертью дорога»!