Римма Шашкова
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности : накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты, реклама.
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
1. Приветствие.
В: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (Ответы детей)
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
В: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся
Ты мой друг и я твой друг
Дружный весь наш общий круг
Солнце в небе высоко
День пройдет у нас легко
В: Ребята, я хочу с вами поделиться. Мне вчера дали зарплату. И решила снять деньги по карте в банкомате. Так вот, банкомат мне выдал зарплату не только российскими деньгами, но и валютой, (рассматривают)
Ребята, какие российские деньги вы знаете. (ответы) А что такое валюта? Не знаете. Валюта, это деньги других стран. Давайте посмотрим, деньги каких стран мне выдал банкомат.
Идет беседа про деньги стран: Казахстан, Китай. Германия, США, Япония.
Воспитатель: (Рассмотрение флага Казахстана)
- коренное население людей, которые живут в Казахстане, называют казахи.
В: называются деньги в Казахстане - тенге. Давайте их рассмотрим. Сразу хочу сказать, что по деньгам разных стран можно узнать ее традиции, основные культурные ценности и великих людей страны. Так, если мы рассмотрим деньги Казахстана, то увидим портрет средневекового философа Аль-Фараби, родившегося на территории Казахстана в IX веке.
В: Дети, вы запомнили, как называется валюта Казахстана? (тенге)
В: И вот флаг Соединенных Штатах Америки.
- Это очень большая и великая страна. Кто помнит, как называется валюта в США? (доллары)
- Как называют людей, которые живут в Америке? (Американцы)
- Я хочу вам сказать, что долларами расплачиваются во многих странах. Они очень распространены по всему миру. Монеты в Америке называют центами, а купюры – долларами. На долларах изображены основные ценности Америки: архитектурные памятники (Капитолий США, Белый Дом, Мемориал Линкольну и т. д., символы (щит, символизирующий объединённое государство (1 цент, оливковая ветвь, белоголовый орлан, каски индейцев, ну и, конечно, величайшие люди страны: президенты, военноначальники) .
В: В какой стране валютой является доллар? (США)
В: вот флаг другой страны. Ее еще называют – «страна восходящего солнца», потому, что утро в ней наступает раньше, чем во всем мире. Поэтому на ее флаге, на белом фоне изображен красный круг. Кто узнал, что это за страна? (Япония)
- Правильно, мы в Японии. Хочу добавить, что это страна очень развитой экономики. Ее техника известна по всему миру, потому что она самая надежная и удобная. Всем известны японские автомобили, швейные машины, музыкальное электронное оборудование. Для того, чтобы страна достигла небывалых высот в своем развитии в ней трудятся жители страны – японцы. А зарплату они получают в «иенах». Иенам называются и монеты и купюры. Основные банкноты/купюры, которые используют в Японии номиналом: 1000, 2000, 5000 и 10000 иен.
На банкнотах этой страны изображены великие люди, прославившие Японию, ученые, писатель, просветители:
- на банкноте 1000 иен – изображен ученый, сделавший большие открытия в науке бактериологии и изучении работы мозга человека Ногути Хидзё;
- на 2000 банкноте мы видим писательницу Мурасаки Сикибу;
- с банкноты 5000 иен на нас смотрит просветитель Нитобэ Инадзо;
- на 10000 купюре – просветитель Фукудзава Юкити.
- Дети, кто запомнил, почему Японию называют страной восходящего солнца?
- Как называется валюта Японии?
В: Из страны восходящего солнца мы отправимся к нашим ближайшим соседям
(изображение и флаг Китая)
- Правильно мы в Китае. Это страна с самым большим в мире населением. Здесь живут очень трудолюбивые люди. Они за несколько десятилетий сделали свою экономику одной из самых развитых в мире.
- Как называют людей, которые живут в Китае? (Китайцы).
Китай - родина бумаги и книгопечатания, пороха и компаса, шелка, фарфора и многих других полезных изобретений и открытий.
Юа нь – современная валюта Китая. Иногда называется китайским долларом. В обращении монеты: 1, 2, 5 фенов, 1, 5 цзяо, 1 юань.
На аверсах банкнот китайского юаня всех номиналов размещён портрет китайского государственного и политического деятеля Мао Цзэдуна и государственный герб. А на реверсах памятники природы и культуры этой страны.
В: Вот какая удивительная страна Китай. Напомните мне, ребята, как называется валюта Китая? (Юань)
- Кто изображён на юанях? (Мао Цзэдун)
- Чем славен Китай? (Это родина бумаги, пороха, шелка)
В:Вот деньги страны Германия. Сегодня основной валютой является евро. Е вро официальная валюта 19 стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). В Германии очень много величественных замков и дворцов. Многие замки похожи на сказочные, стоят высоко в горах, окруженные темным и таинственным лесом. В германиии появилась всеми любимы нам сказка, Белоснежка и семь гномов…и др.
- Но не только сказками славится Германия. Германия славится своими автомобилями. Каждый год в этой стране выпускается огромное количество машин. Самый первый в истории автомобиль был собран тоже в Германии. Дорого стоят спортивные немецкие автомобили «Порше», «Мерседес», «БМВ». А еще Германия славится своими композиторами. Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах. Музыка этих композиторов звучит на концертах в самых разных странах мира.
В: На самом деле стран очень много и разных денег, валют тоже. Таким образом, мы можем сказать, что валюта – это денежная единица данной конкретной страны.
Физминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться. (Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
По тропинке зашагать.
(Стоит ширма, из-за ширмы вылетаю купюры денег, и кошелек на веревочке, медленно ползет по тропинке. Кто то, хихикает.)
Д: Что это? (Собирают деньги, пробуют поймать кошелек. Из – за ширмы выходят Шапокляк и Чебурашка, смеются.)
В: Как вам не стыдно, разве можно так делать.
Ш: Смешно же. Вот чебурашка распечатал на принтере денежки, и мы решили подшутить.
В: Нельзя так поступать. Кстати, а знаете ли вы деньги каких стран вы подбрасываете людям. Нет? А вот ребята знают.
Ш: Не верю. Они такие маленькие и чтобы валюту других стран знали, не верю.
В: А вот и проверим «Деньги других стран»
Ш: Какие молодцы! Чебурашка нам пора идти в магазин, Гена вот какой список необходимых покупок дал.
Ч: Ура, мне купят новые игрушки и конфеты
Ш: Опять просишь, я же тебя объяснила. Сначала, все самое необходимое, у нас вот сахар и макароны закончились. И за квартиру надо заплатить. Ребята, а вы не можете Чебурашке объяснить, откуда берутся деньги и как их правильно тратить деньги.
В: Ребята, каким образом в семье появляются деньги? (Ответы детей)
Как называются деньги, которые зарабатывают родители? (Ответы детей)
Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи? (Ответы детей)
Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье? (Ответы детей)
Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) .
- Ребята, Давайте мы покажем чебурашке, как правильно распределять семейный бюджет.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (крутим кулачками)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Игра семейный бюджет
Игра проводится на основе модели «Расходование семейного бюджета».
Каждый сектор расходов закрыт определенным цветом. Ведущий вращает стрелку на барабане, чтобы открыть сектор, необходимо ответить на вопрос ведущего:
1. КРАСНЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человеку необходимо для жизни, то, что он употребляет ежедневно (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ).
2. РОЗОВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды (ОДЕЖДА И ОБУВЬ).
3. СИНИЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек применяет для лечения или предупреждения болезни (ЛЕКАРСТВА).
4. ОРАНЖЕВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек применяет, чтобы передать другому человеку на расстояние информацию (УСЛУГИ СВЯЗИ, интернет).
5. ФИОЛЕТОВЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, что человек потребляет для бытовых целей, что создает человеку комфорт и удобство для проживания в квартире или доме (УСЛУГИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ЖКХ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ).
6. ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы за присмотр и уход за детьми (ОПЛАТА ЗА Д/С, танцы, спортивные секции).
7. ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР – в этом секторе находятся расходы на то, без чего сложно себе представить счастливое детство ребенка (ИГРУШКИ).
8. БЕЛЫЙ СЕКТОР – накопления.
В: Молодцы! Учли все расходы, какие вы у меня хозяйственные! Важную и сложную работу закончили: распределили семейный бюджет. Посмотрите, остались ли у нас деньги? (на круге остается пустой сектор). Да, часть денег осталась. Их называют свободными деньгами. Свободные деньги - это деньги, которые остаются после того, как сделаны все необходимые расходы. Их можно потратить на что-то, а можно отнести к сбережениям, или, по-другому, накоплениям. Все расчетливые и запасливые люди сберегают часть денег. Как вы думаете, зачем нужны сбережения? (ответы детей). Верно, сбережения, накопления нужны для того, чтобы купить что-нибудь дорогостоящее, поехать в отпуск.
Ч: спасибо, ребята, всему меня научили, я все понял. Понял, что у каждой страны свои деньги, как надо распределять семейный бюджет, что такое доходы и расходы. За это я хочу вам сделать подарок, показать мультфильм.
Просмотр мультфильма "Как старик корову продавал"
Ч: Почему у старика так и не получилось продать свою корову? Кто согласился помочь старику? Почему у паренька появились покупатели?
Ш: Чебурашка, у тебя опять столько вопросов. Просто, паренек сумел рассказать о главных достоинствах своего товара. Ребята, а кто был более правдив, старик или паренек?
Отгадайте загадку:
Чтобы товар быстрее сбыть,
Со мною нужно подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится. (Реклама)
Ш: Ребята, о чем эта загадка? (Ответы детей) Правильно, о рекламе. Скажите, всегда ли в рекламе говорят правду? (Ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что рекламу еще называют ловушкой. Что такое ловушка? (Ответы детей). Реклама тоже может быть ловушкой? А вот послушайте, да посмотрите эту рекламу (две девочки рекламируют шампунь)
У нас густые волосы,
Красивые, блестят.
От головы всегда идёт
Приятный аромат.
Чудесными такими
Они тогда бывают,
Когда шампунем «Феечка»
Их мыть не забываем.
Шампунь «Дракоша», «Лимпомпо»
Всем детям подойдёт,
Когда зайдёте в магазин,
Пусть мама вам возьмёт.
Ш: Понравилась вам реклама? Захотелось купить? Попросите родителей вам тоже такой шампунь купить? (Ответы детей) А поднимите руку у кого дома уже есть шампунь? Так ли нужен вам еще один? А может, стоит поберечь деньги?
Ребята, так часто происходит, что своими красочными картинками и обещаниями реклама побуждает покупать больше, чем нам реально нужно. Она убеждает купить новую игрушку, еще один журнал, еще одну коробку конфет… Например, реклама говорит о том, что только с новым мобильным телефоном ты сможешь весело общаться с друзьями. Как противостоять этой "ловушке"? Давай те подумаем вместе. (Ответы детей) Действительно, нужно подумать о том, нужна ли тебе эта вещь. На самом деле ты в ней нуждаешься или ее тебе навязала реклама. Когда мы видим или слышим рекламу, нам сразу хочется купить эту вещь. Но не спешите, подумайте. Ведь потратив деньги на еще один телефон или шампунь, мы не сможем купить то, что нам необходимо. Будьте внимательны и не попадайтесь в ловушки рекламы.
Итог:
В. : - Сейчас поиграем в игру с мячом «Что запомнили?»
- Какую иностранную валюту вы знаете?
- Откуда появляются деньги в семейном бюджете?
- Для чего нужна работа?
- Как называется доход мамы и папы на производстве?
- Из-за чего мы можем потратить лишние деньги?
- Что надо сделать чтобы быстро продать товар?
- Как можно назвать рекламу?
- Что больше всего тебе понравилось на занятии?