исрафилова Гюлишан
Конспект открытого занятия «Роспись балхарской керамической тарелки»
Программное содержание:
Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок).
Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.
Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Пополнить словарный запас детей.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;
Формирование художественно-практических умений и навыков;
Развитие чувства композиции, творческих способностей детей;
Публикация «Конспект открытого занятия „Роспись балхарской керамической тарелки“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
Предварительная работа:
Беседа с детьми
Рисование элементов узоров балхарской росписи.
Посещение Музея детского сада.
Отгадывание загадок.
Знакомство с дагестанскими народными промыслами.
Лепка глиняной тарелочки.
Фоновое покрытие (коричневый цвет).
Оборудование:
Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды, национальный костюм для бабушки Патимат (лакский).
Дагестанская музыка на народных инструментах (диск).
Расставлены столики в два ряда, стулья по
I. Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!
II. Вводная часть
Педагог: Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?
Дети: В России, город Москва, в Дагестане, город Махачкала, в городе Каспийске. (На интерактивной доске слайд бокам и один впереди по центру, руль для водителя.
– заставка четырех картинок)
Педагог: Молодцы, ребята! Внимание на экран!
(показ ролика про Дагестан)
Педагог: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?
Дети:
- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки, кувшины.
- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.
- Табасаранские ковры.
- Балхарская глиняная посуда, игрушки.
(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом – Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной.
(Дети занимают свои места в автобусе. Звучит мелодия песни «По горным дорогам» и показывается ролик «Дагестан. Горы»)
Педагог: Вот мы и прибыли в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Патимат нас встречает, давайте помашем ей рукой! (дети машут ракой из автобуса) Давайте поздороваемся с тетушкой, выйдя из автобуса.
(дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой)
Тетушка Патимат: Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей). Взгляните на мое удивительное селение…
(показ видео ролика «Лакия»)
Тетушка Патимат: А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой?
Дети: Да!
Тетушка Патимат: Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.
Педагог: Тетушка Патимат, мы слышали, от ваших соседей, что к вам в селение едут иностранные гости.
Тетушка Патимат: Да, действительно к нам в селение Балхар часто приезжают иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?
Дети: Да
Педагог: Тетушка Патимат, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?
Курбан: Ангоб.
Педагог: А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Мухамед: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.
Педагог: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?
Артем: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.
Педагог: Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.
(Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)
Педагог: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.
V. Физминутка.
Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками. (На мотив лезгинки)
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
VI. Самостоятельная работа:
Тетушка Патимат: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!
(Тетушка Патимат показывает посуду из глины – дети рассматривают)
Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелочках, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!
(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).
Педагог: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.
(показываю детям ход работы)
Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.
Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.
Педагог: Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.
(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)
VII. Выставка работ детей.
Дети становятся в один ряд с тарелочками в руках. Тетушка Патимат хвалит детей.
Тетушка Патимат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам!
(Прощается с детьми, провожая их, уходит)
Педагог: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус (дети садятся снова в автобус и прощаются с тетушкой, помахав ей рукой из автобуса)
IX. Итог занятия :
Педагог: Вот мы и приехали в наш детский сад.
- В каком селении мы побывали?
- Для чего мы ездили в селение Балхар?
- Чем славится селение Балхар?
(Дети обобщают знания, полученные на занятии)
Педагог: Всем большое спасибо, вы были все молодцы.