Елена Монина
Конспект открытого занятия с использованием технологии исследовательской деятельности «Подснежники в декабре?»
▼ Скачать + Заказать документы
[Конспект занятия по изобразительной деятельности
с использованием технологии исследовательской деятельности,
предметно – развивающей среды
Предмет: Изобразительное творчество
Студия дошкольников «Гармония детства»(5-6 лет)
Автор образовательной программы, тип программы: Монина Елена Алексеевна, авторская программа.
Тема занятия : «Подснежники в декабре?»
Структура занятия, рекомендуемый материал:
Темочки:
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Конспекты занятий
- Темочки
Исследовательская деятельность, закрепление знаний работы с различным изобразительным материалом, беседа-обсуждение, коллективное творчество. На занятии присутствуют родители и активно участвуют. Создание атмосферы новогодней творческой мастерской
Оборудование, материалы:
Иллюстрации к сказке 12 месяцев по одноименному мультфильму (на ноутбуке, фотографии подснежников, корзины для цветов, пластиковые ложки, палочки для барбекю, коктейльные трубочки, ватные диски, пластилин, бумага белая и голубая для оригами, ножницы, клей, зеленая цветная бумага, белая гуашь, ажурные белые салфетки. Одно окно в помещение оформлено под зимний лес.
1. Актуализация знаний.
Основные задачи педагога:
- Актуализация имеющихся у обучающихся знаний о временах года, расширение кругозора детей; развитие творческих способностей, образного мышления, фантазии, произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся;
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, получение первых навыков в оформительском искусстве;
- научится работать с разным бросовым материалом, самостоятельно выбирать изобразительный материал для своей работы в условиях предметно-развивающей среды.
Деятельность педагога
В беседе вспоминаем сказку 12 месяцев, прочитанную накануне, предлагаю помочь героине сказки «собрать» подснежники из бумаги, пластиковых ложек, ватных дисков (на выбор) и создать общую новогоднюю композицию на окне. (Для этого предлагается синтепон для снега, новогодняя мишура зеленого цвета, уже вырезанные снежинки, корзинки, белая гуашь и т. д.)
Деятельность обучающихся
Дети вспоминают, как на предыдущих занятиях они уже мастерили жучков из пластиковых ложек, делают предположения, как теперь из этого же материала смастерить подснежник. Желающие могут выбрать для изготовления цветов ватные диски. (ранее мы их тоже использовали для лепки розочек)
2. Этап целеполагания
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, умением и неумением (отдельные предметы, которые дети уже умеют изображать объединить в общую композицию «Подснежники в зимнем лесу»)
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний (сообща составить композицию будущей сказки, передать характерные особенности цветов-подснежников, научиться новому приему (при помощи взрослых)-работа с бумагой в технике оригами.
- создать атмосферу новогодней творческой мастерской, почувствовать себя причастным к общему созданию праздничного настроения.
Деятельность педагога
Показываю детям образцы готовых подснежников из различного материала, выбираем наиболее удачные. Показываю варианты изготовления.
Деятельность обучающихся
Дети проявляют самостоятельную инициативу изобразить правильно подснежник (каждый выбирает свой вариант и где займет свое место в корзине)
3. Этап планирования.
Основные задачи педагога.
- Формирование у детей способности анализировать, сравнивать имеющийся материал;
- определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- воспитание культуры общения, положительного отношения детей к мнению педагога,
- формирование способности каждого ребенка к участию в работе в малых группах;
Деятельность педагога
Предоставляю достаточное количество материала. Объясняю, как правильно располагать лепестки, закреплять их при помощи пластилина, выбирать подходящий стебель (трубочку или палочку)
Планируется ход деятельности (последовательность выполнения элементов цветка, размещения его на общей композиции)
Деятельность обучающихся
Самостоятельная работа детей. После обобщения результатов наблюдения дети
выполняют действия с изобразительным материалом, получая при этом положительные эмоции или выплескивая негативные. Затем по двое, трое подходят к общей композиции и создают из своих цветов общий букет. Добавляют зеленые листы, Самостоятельно вырезанные Желающие могут приклеить готовые снежинки (выполненные взрослыми) на окна или нарисовать гуашью мазки снега, ветки дерева.
4. Этап “открытия” нового знании
Основные задачи педагога:
- Формирование у детей основ теоретического, творческого мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
- формирование у ребенка способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым составленным алгоритмом работы;
- формирование способности каждого обучающегося к индивидуальной работе, к участию в работе в малых группах;
- воспитание культуры делового общения, умения оказывать и принимать помощь;
- получать удовольствие от занятия творчеством.
Деятельность педагога
Предлагаю еще один способ изображения подснежника, сделанного в технике оригами из белой или голубой бумаги. Привлекаем к активной помощи родителей.
Деятельность обучающихся
Обосновывают вариант выбранного цвета, сравнивают цвет своего подснежника с исконным материалом, помогают друг другу с выбором цвета для общей композиции. Прислушиваются к мнению и совету педагога.
5. Этап учебных действий по реализации плана.
Основные задачи педагога:
- Развитие у детей общеучебных умений и навыков;
- развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
- овладение детьми умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
Деятельность педагога
Предлагаю задания на “новое” знание. Смастерить подснежник в технике оригами (с помощью взрослого)
Деятельность обучающихся
Во время работы дети проговаривают вслух ход своих действий, советуются с родителями, стараются все действия конструирования цветка выполнять самостоятельно, исправлять ошибку, мыслить логически.
6. Этап рефлексии (итог занятия).
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия;
- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;
- получить эмоциональный подъем от проделанной работы.
Деятельность педагога
Предлагаю вспомнить тему и задачи занятия, соотнести с намеченным планом работы.
Деятельность обучающихся
В конце занятия вместе с родителями полюбоваться выполненной работой, выслушать рассказы детей о том какие эмоции они испытывали во время занятия. Предлагаю дома смастерить самостоятельное украшение для нашей сказки и продолжить общую композицию. (По желанию) Оценивают свою деятельность, отмечают, что им больше всего понравилось. Придумывают свое название нашей Новогодней композиции.