Анастасия Замотаева
Конспект открытого занятия по рисованию «Мордовская радуга» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
по рисованию «МОРДОВСКАЯ РАДУГА» (подготовительная группа)
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма. Углубить представления о мордовском прикладном искусстве. Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Методические приемы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.
Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка). Заготовки передников для росписи (картон). Гуашь, кисти, салфетки; мордовская выпечка — сюкоры.
Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговарива- ние процесса работы. Пополнение словарного запаса.
Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.
Ход занятия.
Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.
В. : Шумбратадо, вечкевикс инжить!
Д. : Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!
Игра «Назови элементы мордовского орнамента».
В. : Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите, из каких элементов состоит этот орнамент.
Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, С-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полувосьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).
В. : Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?
Д. : Красный.
В. : Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?
Д. : Эрзя, мокша, шокша.
В. : Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».
Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокишночки.
В. : Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?
Д. : Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый крой рубахи.
В. : А чем различаются?
Д. : Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянскойрубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки -кокошник.
В. : Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?
Д. : Рубаха - панар, передник - игельга паця, пояс - пулай, нагрудное украшение - сюлгамо, головной убор - паця коня.
В. : Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передник для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточкой.
Д. : Работать надо аккуратно, не набирать много воды на кисть, краску брать на кончике кисти, пользоваться салфеткой.
В. : Дети, приступайте к работе
Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.
В. : Заканчивайте работу. Дети, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».
Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.
В. : Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?
Д. : Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.
В. : Чей передник вам понравился больше? Почему? А мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощение!
Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками — сюкорами.
Литература:
Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983.
Валдоня: Программа и метод, рекомендации. - Саранск, 2001.
Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
Мордовская народная вышивка / Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.