Савенко Юлия
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Наши друзья — игрушки»
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Наши друзья — игрушки».
Воспитатель: Савенко Юлия Юрьевна
Программное содержание:
• В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним)
• Продолжить учить детей давать описание внешнего вида предметов, употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе „Наши друзья — игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
• Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
Методические приемы:
Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, чтение стихов.
Материал:
• игрушки для описания : машина, мишка, кукла, зайка, мяч, неваляшка и др.
• загадки об игрушках
• стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами»
• корзина
• Схема составления рассказа об игрушках
Предварительная работа:
Рассматривание игрушек, словесные игры, чтение стихотворения
Ход занятия:
1 Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Как можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).
Давайте пригласим Мишкиных гостей. Достаю корзинку из-под стола.
Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?»
Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
2 Загадываю загадки:
Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.
(Мяч)
Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта — …
(Зайка)
Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
(Машина)
Что за странный перезвон
Слышится со всех сторон.
Спать ее кладешь- встает,
Звонко песенку поет.
Эта милая мордашка
Всем знакома.
(Неваляшка)
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Кукла)
3 Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (мяч, машина, кукла, неваляшка).
Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке? (Да).
Но перед этим поиграем с нашим язычком, губами и щечками.
4 Артикуляционная гимнастика
- «Улыбка» (держим сомкнутыми губы 5 сек.);
- «Пирамидка» (губы крепко сомкнуты, постепенное одновременное надувание щек);
- «Выхлопываем пыль из игрушек» (широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой похлопываем по языку произносим пя-пя-пя под счет до 10 сек.);
- «Стираем игрушки в машине» (рот приоткрыт, широким языком облизываем верхнюю и нижнюю губы не отрывая языка от губ под счет до 6 сек.);
- «Высушим наши игрушки» (рот приоткрыт широкий кончик языка ложем на верхнюю губу удерживаем под счет до 5 сек., потом на верхние губы, далее на нижнюю губу и зубы).
Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).
Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)
Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).
Воспитатель: У игрушек есть части, например: у зайца — голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы.
Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).
Из железа? (Железные).
Из дерева? (Деревянные).
Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку : цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке. У меня есть игрушка - шарик. Он синего цвета. Мой шарик круглый и маленький. Сделан он из пластмассы, поэтому он пластмассовый. С ним можно играть, например, бросать вверх или друг другу в руки.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.
5 Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзине»
У меня игрушек много
С ними я люблю играть.
Этот пальчик пирамидка,
Этот пальчик желтый мяч.
Этот - красная машинка,
Этот - детская кровать.
Этот пальчик кукла Зина,
Я сложу их всех в корзину.
6 Воспитатель: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
7 Дидактическое упражнение «Один — много»
Хорошо, когда игрушек много : всем хватает, можно выбрать (каждый ребенок выбирает себе игрушку). Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок» (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки один мяч – много мячей; один зайка – много заек; одна машина – много машин; одна неваляшка – много неваляшек; одна кукла – много кукол).
8 Дидактическая игра «Чего не стало?»
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят игрушки – 5-6 шт. Давайте посчитаем, сколько их. Сосчитали. Дети отворачиваются. Воспитатель убирает один, два или три предмета и предлагает детям отгадать, чего не стало: "Раз, два, три — посмотри. Чего не стало?" Игра повторяется 2-3 раза.
9 А сейчас я Вам прочитаю стихотворение про одну игрушку :
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Жалко вам зайку? Будете разбрасывать свои игрушки? Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
• Не бросать их на пол, на них могут наступить.
• Не кидаться игрушками.
• После игры класть на место.
10 Итог
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.