Гюзелия Сурина
Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: путешествие по России.
Цель: расширять представления детей о народах, населяющих Россию, их национальной культуре и традициях. Способствовать развитию личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграционные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Образовательные: расширять представления детей о России, как огромной многонациональной стране; приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело); формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса.
Развивающие: развивать диалогическую и связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мелкую моторику рук, координацию в пространстве, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней; воспитывать бережное отношение к культуре других народов России; воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, фотографий городов России, прослушивание мелодий, песен народов России, беседы о культуре, обычаях, традициях народов, населяющих территорию России.
Оборудование и материалы: мольберты с магнитами, иллюстрации: национальные костюмы, гербы, флаги республик, наборы для практической деятельности: цветная оранжевая бумага (квадраты 20x20, цветные карандаши или фломастеры, клей, клеёнки, полоски красной бумаги, ромбы для составления узора на головное украшение «маасмак», шаблоны тюбитеек для росписи, хлеб, солонка с солью, полотенце, микрофон - игрушка, «видеокамера»-игрушка, платки для игры «Юрта», аудиозаписи мелодий, проектор, ноутбук, экран, презентация.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Звучит русская народная мелодия.
В зал входят дети, усаживаются на свои места, их встречает девочка в русском костюме с хлебом - солью.
Входят дети в роли иностранных корреспондентов.
Корреспондент 1 (ребёнок) : Здравствуйте взрослые и дети. Мы иностранные корреспонденты, приехали в Россию, готовим репортаж, хотим рассказать всему миру о вашей огромной Родине, о традициях и культуре народов многонациональной страны.
Корреспондент 2 (ребёнок) : мы услышали, что у вас сегодня пройдёт увлекательное путешествие по некоторым республикам России. Хотим узнать больше обо всём, этот материал нам понадобится для нашего репортажа. Разрешите нам путешествовать с вами.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, пожалуйста. Ребята, поможем нашим иностранным гостям больше узнать о нашей стране?
Дети: поможем!
(девочка подходит к «корреспондентам» с хлебом - солью)
Воспитатель: этот древнейший обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью сохранился с незапамятных времен. Гости подходили к хозяйке отламывали кусочек хлеба, макали его в соль и съедали. Хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль - это оберег, способный защитить человека от враждебных сил и влияний.
1 слайд-хлеб-соль
2 слайд-природа России
Ребё нок 1: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
Ребё нок 2: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Ребё нок 3: Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Ребё нок 4: Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: Россия - является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов. У всех народов России есть свои традиции, обычаи, культура. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России и познакомиться с некоторыми народами, которые проживают в нашей необъятной России-матушке. (Раздаются маршрутные листы).
II. Основная часть.
Станция «МОРДОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА»
Воспитатель: Шумбратада, ялгат (Здравствуйте, друзья). Шубратада – это первое слово, которое можно услышать в гостеприимной Мордовии.
Республика Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы. Эти народы живут в мире и согласии. Основное население республики – мордва, они разговаривают на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски. - Шумбратада!
Дети: Шумбратада.
Воспитатель: Каждая республика имеет столицу, символы, традиции, историю. Вспомните, какие три официальных символа есть у любого народа?
Дети: Флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Столица Мордовии – город Саранск.
Слайд 3— Саранск.
Слайд 4 — флаг, герб Мордовии
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – символ солнца. Важную роль во флаге играет цвет: красный означает силу, мужество, храбрость; белый означает чистоту, мудрость, невинность, мир; синий – славу, честь, верность. Герб, обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна, это национальное украшение женщин. Ha гривне находятся семь орнаментов, означающих 7 городов республики. В верхней части восьмиконечная розетка красного цвета — символ солнца. В середине герба изображена бегущая лиса красного цвета, расположенная под тремя вертикально направленными вниз стрелами, что означает преобладание охотничьего промысла.
Ребёнок (Ева Б.) : Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная Родина светлой мечты.
Не сыщешь нигде в мире края красивей
Об этом всегда помню я, помни ты.
Практическая деятельность.
1. Детям выдаются оранжевые листы бумаги, клей, карандаши или фломастеры.
Слайд 5 — схема оригами «лиса»
Задание: сложить способом оригами символ Мордовии лису.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель: молодцы, выполнили, спасибо. Вастомазонок! Уледа шумбрат! (До встречи. Будьте здоровы).
Станция «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»
Слайд 6- Казань
Воспитатель: следующая станция- республика Татарстан. (Под татарскую национальную музыку дети переходят к стойке Татарстан) Исянмесез, дуслар! (Здравствуйте, друзья) - так здороваются татары. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг, гимн и герб. Столица Татарстана – город Казань.
Слайд 7- флаг, герб Татарстана.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос зелёного широкого, белого узкого и красного широкого цветов.
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты; Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце обозначает успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Практическая деятельность.
(Звучит татарская народная мелодия)
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки детей в национальном татарском костюме.
Слайд 8 — национальный костюм татарский
Воспитатель: ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты дети. Вот костюм для девочек. Посмотрите, платье носили с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. На голове женщины носили калфак. Мальчики носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул. А на голове носили тюбетейку, которая украшалась вышитым орнаментом.
Игра «Тюбетейка» (все дети играют)
А теперь я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка»
Правило игры: дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Слайд 9 - тюбетейки
Звучит быстрая татарская мелодия для игры.
Воспитатель: Исян булыгыз! (будьте здоровы)
Станция «ЧУВАШСКИЙ КРАЙ»
Воспитатель: Аван! (Здравствуйте) Республика Чувашия. Столица – город Чебоксары.
Слайд 10 — Чебоксары
Слайд 11-флаг, герб Чувашии
Так же есть флаг, гимн, герб. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище пересеченное на жёлтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровым древне- чувашскими эмблемами. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой геральдический щит, на котором мы видим «Дерево жизни» – знак долгого исторического пути пройденного чувашским народом. Светло-желтый цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле.
Над геральдическим щитом находятся три 8 - угольные звезды.
8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающих красоту и совершенство.
Стилизованный хмель - образ традиционного богатства чувашского народа - «зеленого золота».
Ребё нок: Чувашия - как многолика ты
Трудолюбива, искренна, красива
И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!
Слайд 12 - чувашский национальный костюм и женская повязка на голову
Воспитатель: обратите внимание на чувашский национальный костюм. Свою голову женщины украшаю расшитой бисером и монетами повязкой с узорами. Называется это украшение - "маасмак". Чаще встречается в виде красной ленты с мелким геометрическим узором.
Практическая деятельность.
(Девочки изготавливают «маасмак» в технике аппликация. Мальчики украшают тюбетейки узорами в технике декоративное рисование.)
Воспитатель показывает образцы работ (украшенная тюбетейка и повязку на голову из полоски картона.
Слайд 13 — образцы тюбетейки и «Маасмак»
1. Изготовление повязки «маасмак». На столах у девочек полоска бумаги красного цвета, треугольники, клей. Дети выполняют аппликацию, затем склеивают края в кольцо и надевают на голову.
Воспитатель: мальчики, а вы запомнили, как называется головной убор у мальчиков в Татарстане? (Мальчикам раздаются шаблоны тюбетеек разных цветов, фломастеры или карандаши)
Воспитатель: я хочу вам предложить украсить свои тюбетейки, выбирайте цветной шаблон, подходите и украсьте их красивыми узорами.
(Дети рисуют узор на тюбетейках)
Звучит тихая чувашская мелодия.
Воспитатель: Сыво пулор! (До свидания)
Корреспондент 1: мы приехали в республику Башкортостан. Вы, ребята, расскажите нам, пожалуйста, о своей малой Родине.
Слайд 14 -природа Башкортостана
Станция «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН»
Звучит тихая башкирская мелодия.
Ребёнок (Тимофей М.) : Башкортостан – страна услад,
Бесценный клад, нетленный сад,
Где лев – по имени башкир –
Родился и увидел мир!
Башкортостан – страна трудов,
Страна цветов, страна плодов,
Где лев по имени башкир –
Родился и увидел мир!
Воспитатель: Хаумыхыгыз, дустар!
Ребёнок 1 (Амина) : Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это люди разных национальностей, которые проживают на территории нашей республики. Столица Башкортостана-город Уфа.
Слайд 15 -Уфа
У башкир древняя и богатая история. Народ создал богатую культуру, сохранил свой язык и традиции.
Слайд 16 — флаг, герб Башкортостана
Ребёнок 2 (Радмир) : в нашей республике также есть свои государственные символы: гимн, флаг и герб.
Три цвета носит флаг республики моей,
Цвет синий - это ясность и чистота.
Цвет белый – миролюбие, открытость.
Зеленый-это цвет свободы, вечной жизни.
Цветок курая –символ дружбы.
Воспитатель: герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника. Кому посвящён памятник?
Дети: национальному герою Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая.
Воспитатель: что символизирует цветок курая?
Дети: символ мужества и единства народов.
Воспитатель: и лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Баш ортостан».
Слайд 17 - природа Башкортостана
Практическая деятельность:
Воспитатель: предлагаю всем детям и нашим гостям – корреспондентам поиграть в игру.
Звучит тихая башкирская мелодия для игры.
1. Игра «Собери флаг, герб»
Воспитатель: ребята, вы запомнили, как выглядит герб и флаг? Соберите из частей целое: флаг (1 команда); герб (вторая команда).
Воспитатель: молодцы, справились.
Воспитатель: отгадайте по описанию. Жилище легко собирается и разбирается, строится из деревянных решёток и жердей, покрытые тёплым войлоком или кошмой из бараньей шерсти и шкурами животных. Не имеет углов и окон.
Слайд 18 - юрта
Дети: юрта.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру, которая так и называется.
2. Подвижная игра «Юрта»(играют все дети)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
После прохождения всех станций дети садятся на свои места.
Воспитатель: у вас у каждого есть смайлики. Если вам понравилось путешествие и вы узнали что-то новое - поднимите смайлик весёлый, если нет - грустный.
- Расскажите, что вам было интересно.
Корреспондент 2: очень интересное путешествие у нас получилось. Много нового мы узнали, хороший репортаж получится у нас. Спасибо.
Слайд 19 — молодцы!
Воспитатель: ребята будьте добрыми, терпеливыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.