Галина Автаева
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Умная галка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №132 «Золотая рыбка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию
для детей средней группы
«Умная галка»
Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №132» г. Чебоксары
Автаева Г. Н.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней группы „Умная галка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Чебоксары, 2013
Тема "Умная галка"
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить пересказывать новый рассказ своими словами (Л. Н. Толстой «Умная галка»).
- Уточнять и закреплять знание детей о птицах : галка, грач, скворец.
- Побуждать детей вступать в диалог и отвечать на вопросы.
- Закрепить название зимующих птиц: галка, ворона, сорока, синица, голубь, воробей; перелетных птиц: грач, скворец.
- Обогащать и активизировать словарь детей : галчонок, вороненок, воробьенок, сорочонок, голубенок, грачонок, скворчонок.
- Развивать речевое внимание, память, воображение, мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей любовь к птицам, желание ухаживать за ними, подкармливать их в зимнее время года.
Материалы: Мяч, стакан с подкрашенной водой, камушки, ноутбук, семечки. Презентация в формате PowerPoint «Птицы. pptx»
Используемая литература:
Л. Толстой «Рассказы», Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/Под ред. Парамоновой Л. А. -М, 2011
Предшествующая работа: беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, наблюдение за птицами на прогулке, кормление птиц, дидактическая игра «Летает - не летает».
Методические приемы:
1. Загадывание загадок о птицах:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …. (Грач)
На шесте - дворец, во дворце - певец.
А зовут его ….(Скворец)
Черная птица, никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.
Кто это? (Галка).
2. Наглядный прием: показ слайдов птиц: грач, скворец, галка.
3. Вопросы к детям в ходе рассматривания слайдов.
4. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
5. Словесная игра: «У кого кто?»
У галки кто? (галчонок).
У вороны кто? (вороненок).
У воробья кто? (воробьенок).
У сороки кто? (сорочонок).
У голубя кто? (голубенок).
У грача кто? (грачонок).
У скворца кто? (скворчонок).
6. Чтение скороговорки:
Галка прилетела и на елку села,
Села посидела и опять улетела.
7. Чтение рассказа Л. Толстого «Умная галка»
8. Вопросы к детям по содержанию рассказа.
9. Эксперимент с водой.
10. Дидактическая игра «Летает - не летает».
11. Подведение итога совместной деятельности, поощрение детей.
Ход занятия:
Ребята, поздороваемся с гостями (Здравствуйте). Сегодня, я для вас приготовила интересные загадки, присядьте пожалуйста на стульчики и попробуйте их отгадать.
Слушайте внимательно:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …. (Грач)
Правильно, посмотрите на нее (показ слайда).
1) Что вы можете рассказать про грача, какой он?
«Эта птица большая, окрашена полностью в черный цвет. Грач чистит вспаханные поля от червей».
Послушайте, как звучит голос грача (прослушивание аудиозаписи).
Попробуем сами воспроизвести голос грача (крак, крак, крак).
Следующая загадка.
На шесте - дворец, во дворце - певец.
А зовут его ….(Скворец)
Правильно, посмотрите, какая красивая птица (показ слайда).
2) Что вы можете рассказать про птицу скворец?
Эта птица небольшая, окрашена в пестрый цвет, на солнце переливается. У скворца острый клюв, короткий хвост, питается насекомыми.
Послушайте, как красиво он поет (прослушивание аудиозаписи).
3) Какие птицы грач и скворец, перелетные или зимующие?
Правильно, грач и скворец - перелетные птицы.
4) А каких зимующих птиц вы знаете ребята?
Правильно зимующие птицы у нас: галка, сорока, ворона, воробей, голубь, синица.
Послушайте следующую загадку:
Черная птица, никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.
Кто это? (Галка).
Правильно, посмотрите какая птица (показ слайда).
5) Что вы можете рассказать про галку? Какая она.
Галка – черного цвета, но шея и верх головы серая, дружит с людьми.
Прослушайте, как звучит голос галки (прослушивание аудиозаписи).
Попробуйте сами воспроизвести ее голос (кул или киа).
Дидактическая игра «У кого кто?»
Дети, давайте вспомним, как называют птенчиков у птиц?
У галки кто? (галчонок);
У вороны кто? (вороненок);
У воробья кто? (воробьенок);
У сороки кто? (сорочонок);
У голубя кто? (голубенок);
У грача кто? (грачонок);
У скворца кто? (скворчонок).
А сейчас дети, пожалуйста, встаньте в кружок и мы с вами вспомним скороговорку про галку.
Галка прилетела и на елку села,
Села посидела и опять улетела.
(Дети читают скороговорку. Помогают себе, сжимают и разжимают пальцы в кулачки. Повторять в умеренном темпе негромко 3 раза).
Молодцы. А теперь присядем на стульчики.
Я вам хочу рассказать интересную историю про умную галку, послушайте.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Показ слайда).
Вот посмотрите, как галка кидала камушки.
Давайте вспомним рассказ, и что в нём хотела галка?
(галка хотела пить)
Почему галка сначала не смогла напиться из кувшина?
(воды в кувшине было мало)
Что она сделала, чтобы напиться?
(Галка брала камушки в клюв и кидала в кувшин)
Ребята, а давайте проверим, будет ли больше воды в стакане, если мы положим туда камушки?
( Провожу опыт и одновременно объясняю детям: «Если взять стакан с водой и положить в него камушки, то вода поднимается. Камушки вытеснили воду»)
Послушайте, еще раз историю про умную галку, а потом сами расскажите.
(Читаю повторно)
Затем спрашиваю трех, четырех детей для пересказа.
Поощряю за хорошие рассказы.
- Молодцы, хорошо рассказывали историю про умную галку.
А сейчас мы поиграем в игру, встанем все в кружок. Игра называется «Летает- не летает».
Напоминаю правила игры: «Я буду бросать мяч, и называть слово. Если об этом предмете можно сказать «летает», то перекидывайте мяч и соглашайтесь – «да летает», а если нельзя сказать, то перекидывайте мяч и не соглашайтесь – «нет не летает». Называю слова: галка, заяц, голубь, вертолет, скворец, белка, машина, пчела, самолет, пылесос, воробей, грач.
Молодцы, все были внимательны в игре.
Ребята, вспомним, какие же птицы остались у нас зимовать? (вороны, галки, сороки, синицы, воробьи, голуби.) Чем питаются птицы, которые остались, не улетели в теплые края (ягодами, семечками, крупами, хлебными крошками, для синичек вешаем несоленое сало?
А как мы помогаем зимой птицам перезимовать (мы вешаем кормушки на деревья, кормим их семечками, крупами, хлебными крошками?
Я тоже приготовила семечки для птиц, на прогулке мы их с вами покормим.
Сегодня все были внимательными, молодцы. Что вы нового узнали про галку из рассказа? (из рассказа мы узнали, что галка умная птица) Что вам понравилось из того, что вы увидели и услышали?
А в следующий раз мы посмотрим других птиц. Спасибо всем, мне понравилось как вы отвечали на вопросы.