Наталья Булатова
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
Публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Закреплять умение делить слова на слоги.
Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Продолжать развивать умение составлять слова из слогов.
Продолжать развивать умение работать со схемой предложения.
Продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
Совершенствовать навык чтения слогов и слов.
Развивающие задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи:
Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы.
Демонстрационный материал: воздушные шары с посланиями и волшебной палочкой, доска, схема предложения, кубики с картинками для деления слов на слоги, картинки для звукового анализа слов (гусь, носорог, овощи, машина, сундучок с подарками, карта-план группы с пометкой, где спрятан приз.
Раздаточный материал: карточки со слогами, карточки с буквами Д, О, М, И, К; карточки - схемы предложений; зеленые, синие, красные круги по 1 шт каждого цвета; карточки с 2рядами по 5 квадратов для написания и звуко-буквенного анализа слова; цветные карандаши (синий, зеленый, красный).
Методы и приемы: сюрпризный момент, создание ситуации успеха, беседа, артикуляционная разминка, рассуждение, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Организационный момент
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: дети, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и передадим друг другу хорошее настроение!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
Вводная часть
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, а что это там за окном?
(воспитатель подтягивает леску и воздушные шары с посланием влетают через окно в группу)
Да тут послание для нас! И какая-то палочка? Наверное волшебная? Давайте прочитаем!
Здравствуйте дети подготовительной группы «Капелька»! Меня зовут Умный Гном. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в страну Знаний. Попасть в нее вам поможет моя волшебная палочка. Мне так хочется знать, чему вы уже научились на занятиях по обучению грамоте. В стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. А если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда! Желаю вам удачи!
Воспитатель: Вот так сюрприз! Умный Гном приготовил для нас задания. Ну, что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А за одно, покажем, чему мы уже научились и чему нужно еще научиться, прежде, чем мы пойдем в школу, чтобы наши родители и учителя могли нами гордиться! Ну, что, вы готовы отправиться в страну Знаний? (Да)
Но чтобы нам легче было выполнять задания, нужно хорошенечко размяться и провести тренировку для наших губ и язычка. Артикуляционная гимнастика «Улыбка-хоботок»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
(Выполняются упражнения)
Воспитатель: пора отправляться в путь! Закрывайте глаза, взмахом палочки волшебной я чудесный мир открою, вместе мы перенесемся в страну Знаний. Раз-два-три, в страну Знаний нас веди!
Основная часть
Вот мы, кажется, и попали в страну Знаний.
Давайте вспомним, чем же отличается буква от звука?
Ответы детей (Буквы мы пишем, а звуки мы слышим)
Какие звуки мы знаем? (гласные и согласные)
Чем отличаются гласные и согласные звуки? (ответы детей)
А какие, согласные вы знаете? А, какие они бывают? (твердые и мягкие) (глухие и звонкие)
Молодцы, все верно!
1. Первое задание Умного Гнома: «Я хочу убедиться, что вы умеете различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки на слух».
Воспитатель: Я буду произносить слова, а вы, если услышите первый гласный звук, то поднимаете? (красный) твердый звук –? (синий) поднимите синий круг, если услышите первый мягкий звук? (зеленый круг).
Повернитесь к своим столам. Приготовьте круги. Слушайте внимательно.
Дом, Арбуз, Мишка, Улитка, Кошка, Кит, Лиса, Мышка
Молодцы, справились с первым заданием!
2. А вот и второе: «Поделите слова на слоги».
Вставайте дети в круг.
У нас, есть два волшебных кубика, с предметными картинками, надо назвать картинку и поделить слова на слоги.
Я вам бросаю кубик, вы называете картинку, которая выпадет, вы назовете слово, и называете, сколько слогов в слове.
Как мы делим на слоги, как мы определяем, сколько слогов в слове?
(с помощью хлопков, сколько гласных, столько и слогов). (кубики с картинками игрушки, фрукты)
Молодцы ребята. Присаживайтесь на свои места.
3. Третье задание. Какой сейчас месяц? (Март). Верно. Умный Гном просит придумать предложение со словом МАРТ по волшебной схеме.
Вот наша волшебная схема. (показ на доске) Прежде чем, мы придумаем предложения, мы давайте ответим на вопрос, что же такое предложение? (предложение это 2, 3, 4 слова, которые между собой дружат, или связаны между собой) и в каждом предложении всегда стоит точка. А как вы думаете, что означает каждый прямоугольник? (каждый прямоугольник означает слово)
В нашем предложении по схеме, сколько будет слов (три)
Давайте придумаем предложение по схеме про Март.
(Март весенний месяц, (В марте прилетают птицы, (Наступил месяц март) (В марте тает снег)
В предложении 3 слова. Выложите схему у себя на столах.
Молодцы ребята, вы и с 3 заданием справились.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Утром гномы в лес пошли (ходьба на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперед, выпрямиться)
А за ним-то раз, два три (наклоны туловища в стороны)
Показались еще три (руки вперед, затем в стороны)
А пока грибы срывали (приседания)
Гномы в школу опоздали (руки к голове, покачать головой)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили (присесть)
Присаживайтесь на свои места, повернитесь к столам.
4 задание «Слоги потерялись» «Ребята, у меня потерялись слоги, помогите составить из них новые слова»
Дети составляют слова
ВА ЗА, КО РА,РО ЗА, РА НА и др.
Воспитатель: прочитайте, какие слова у вас получились.
5 задание. «Дети, у вас есть счетные палочки, с помощью палочек выложите первую букву в слове, обозначающий предмет на картинке».
Я показываю, вы называете, кто на картинке. Определите первый звук. Вспомните, какой буквой обозначают этот звук и выложите эту букву. (счётные палочки)
Гусь, носорог, овощи, машина. Какое слово получилось? (ГНОМ) Молодцы!
Перед следующим заданием давайте разомнем свои пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Жили-были гномики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
6 задание. Последнее задание. «Буквы рассыпались» собрать слово вам поможет моя загадка: (сначала попробовать без загадки)
Жил да был веселый Гном
Он в лесу построил дом
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом сложил он (домик)
Сколько слогов в слове? При помощи хлопков. (в слове домик два слога)
Напишите это слово в верхнем ряду квадратов.
Назовите мне гласные звуки? (о, и) Назовите согласные звуки (д, к, мь)
Звук «д» твердый или мягкий? (твердый) Звук «о» какой звук (гласный звук «м» (мягкий, что дает ему смягчение (гласная и) звук «к» (твердый) проговорить.
А теперь в нижнем ряду с помощью цветных карандашей нарисуйте схему звукового домика слова.
Молодцы!
А вот еще какая-то записка от Умного Гнома.
«Я все время наблюдал за вами из своей научной лаборатории в свой волшебный телескоп. Я послал вам задания. Какие вы все умные, находчивые. Мне очень понравилось, как вы выполняли, задания, как отвечали на вопросы. И попали в мою волшебную страну Знаний. Я хотел бы отблагодарить вас за вашу смелость и находчивость, и вручить вам награду. Вот волшебная карта, где спрятаны для вас подарочки.
Схема- план группы
Дети следуют схеме и находят сундучок с подарками.
Садитесь на свои места. Снова палочкой волшебной я взмахну «Раз, два, три, в группу нашу нас веди!»
Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествие в страну Знаний?
Что вам больше всего понравилось? Чему научились? Что нового узнали?
Что в стране Знаний живет Умный Гном.