Пильщикова Юлия
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Куколка — закрутка»
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Куколка закрутка»
Цель: знакомить детей с истоками русского народного искусства.
Программные задачи:
Познавательные:
-изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы,
-научить работать с тканью при создании выразительных обра-зов,
-познакомить с новыми словами: кукла Хороводница, кукла Закрутка, кукла Пеленашка, кукла Колокольчик, кукла Крупеничка.
Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе „Куколка — закрутка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Развивающие: способствовать развитию ручной умелости,
конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательные :
воспитывать уважение к народным традициям.
Материал: готовые куклы, лоскуты белые и цветные, нитки красные, заготовки головы куклы.
Атрибуты: наглядные картинки, сундук с куклами.
Ход деятельности.
Загадки
Всё под силу сёстрам смелым —
Хоть носки, а хоть жакет.
Могут всё в руках умелых,
Им ни в чём преграды нет.
(Спицы)
Вот стальная мастерица.
Очень тонкая, как спица.
Может штопать, может шить.
Только успевай кроить!
(игла)
Два ножа соединили.
В центре гвоздиком скрепили.
Ручки в кольца превратили и лениться запретили.
(ножницы)
Колпачок какой на пальце –
Вышивать помог на пяльцах.
Пальчик мой он охраняет,
От иглы оберегает.
(Напёрсток)
Ребята как называют людей, которые умеют делать красивые вещи своими руками. (Рукодельницы). В старину рукодельницы работали в горнице.
-А как вы думаете, что такое горница? (ответы детей)
-А вы бы хотели узнать? (ответы детей)
Замечательно, сейчас я вам расскажу.
Слайд №1 Данным-давно на Руси, люди строили себе дома из бревен, которые назывались избы.
Картинка №2И была в той избе - самая светлая, самая теплая, самая красивая комната, вот ее и называли горницей.
Вечерами, после трудового дня, любили люди собираться в горнице на посиделки. На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, вырезали деревянную посуду.
Дети тоже не оставались без дела: играли, помогали взрос-лым, делали себе игрушки. Их мастерили из разных материалов - лоскутов ткани, ниток, соломы.
Игра «какая игрушка» : Игрушка из стекла, дерева, соломы, тряпочек, фарфора, глины, пластмассы, железа.
В. : Собираясь в горнице, люди рукодельничали и пели песни. А в праздничные дни они ходили друг к другу в гости, веселились, водили хоро-воды.
В. : Дружный народ, собирайтесь в хоровод.
Хоровод «На горе-то калина». Под музыку
В. : Ребята, я покажу вам в какие игрушки играли дети в старину. Сади-тесь поудобнее
В. : В каждом доме, в красивой горнице стоял сундук, который хранил в себе много тайн.
А у нас комната большая,
Да красивая он какая.
Вон в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Посмотрим, что там, в этом сундучке?
Воспитатель показывает куклу пеленашку.
Самую первую куклу при рождении ребенка делала мама (показать куклу). Эта кукла называется «Пеленашка». А как вы думаете почему так называют эту куклу? (ответы детей).
В. : Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого «счастливого» платья. Обычно Пеленашку клали возле подушки ребенка, чтобы оберегать малыша от плохих снов.
Воспитатель показывает куклу Колокольчик.
Эта кукла называется колокольчик. Делали ее из лоскутов разноцветной тка-ни. Считалось, что если в доме была такая куколка, то его не покидала радость, веселье и счастье. Послушайте как она звонит. Дети очень любили играть с этой куклой.
Куколка "Крупеничка» .Куколку традиционно наполняли осенью отборным гречишным зерном или пшеницей, реже рисом, а весной первый посев делали из зерна, взятого из этой куклы. Она охраняла силу урожая. Куклу ставили в Красном углу и гости при входе крестились на иконы и смотрели на куклу.
Воспитатель показывает куклу Хороводницу.
А вот эта куколка изготавливалась специально для девочек. И называ-лась она «Хороводница». Обязательно для нее делали парную куклу, ведь в хоровод не играют в одиночку. Девочки прокручивали в руках палочку, на которой крепиться куколка и казалось, что она кружится в хороводе.
Воспитатель показывает куклу Закрутку.
Посмотрите, ребята, это кукла-закрутка. На какую куклу она похожа? (ответы детей).
В. : Верно, на Пеленашку. Такую куклу делали даже самые маленькие, потому что сделать такую куклу очень легко.
Ребята вы заметили, что у всех этих кукол нет лица? Знаете почему (Русские народные куклы безлики. Изначально считалось, что кукла должна быть безликой, чтоб в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы.
В. : Ребята, а вы бы хотели сделать такую куклу для себя? (ответы детей)
Я как настоящая рукодельница покажу вам как делают самую простую куклу закрутку (воспитатель показывает поэтапное изготовление куклы Закрутки).
В. : Ребята, вы тоже можете приступить к работе. А если что-то забыли подсказка на экране.
Работа детей сопровождается тихой музыкой.
В. : - девочки умницы, мальчики молодцы. Теперь и вас я могу назвать рукодельниками. Вам нравятся ваши куклы? Вы вложили в куклу свою теп-лоту и любовь. И теперь вы можете показать ее своим друзьям. (дать детям полюбоваться куклами)
Ребята, Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
Отлично я очень Вами довольна. Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. До новых встреч!