Елена Осенчугова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Встреча с героем телепередачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
- познакомить детей с новым твёрдым согласным звуком «Ц»;
- познакомить с печатным написание буквы «Ц»;
- закрепить умения определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- продолжать учить читать слоги, слова, предложения;
- продолжать учить детей выкладывать из палочек слоги;
- познакомить с тем, что у твёрдого «Ц» нет мягкой пары.
Развивающие задачи:
- развивать внимание;
- поддерживать интерес к чтению;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к говорящему, положительное взаимоотношение между воспитанниками.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Встреча с героем телепередачи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Оздоровительные задачи:
- создать эмоционально – положительный настрой;
- совершенствовать моторные навыки.
Демонстрационный материал:
фонограмма из передачи «Спокойной ночи малыши»; игрушки: кот, курица, цыплёнок, «заяц» ; «кубик»; буква «Ц», сколоченная из трёх дощечек; слоги: ац, яц, иц, цы, цу, ца; слова: заяц, отец; предложения: мой отец работает, он кузнец; цветок, сплетённый из бисера.
Раздаточный материал:
маленькие подушки на каждого ребёнка; палочки по 8 штук; квадраты для фонетического разбора слова «курица»; шарики вырезанные из цветного картона; ручки.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми входит в группу. Дети усаживаются на мягкие подушки, лежащие на ковре.
(Звучит фонограмма песни «Спят усталые игрушки»).
Воспитатель. Дети, вы узнали эту мелодию?
Дети. Из передачи «Спокойной ночи малыши».
Воспитатель. Правильно, она из передачи для детей «Спокойной ночи малыши».
Воспитатель. А каких героев вы знаете из этой передачи?
Дети. Цап – Царапыч, Филя, Степашка, Каркуша, Хрюша.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку-Кота, у которого на груди весит буква «Ц»)
Воспитатель. Ой, посмотрите, кто это пришёл к нам в гости. Вы узнали ребята этого героя?
Дети. Цап – Царапыч.
Воспитатель. Цап – Царапыч принёс для вас удивительную загадку о букве алфавита.
«Эта буковка – цеплялка,
С хитрой, цепкой лапою.
«Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю». (Ц)
Воспитатель. О какой букве идёт речь в этой загадке?
Дети. «Цэ»
Воспитатель. Что общего в словах «цеплялкой», «цепкой»?
Дети. Во всех этих словах первый звук «Ц».
Воспитатель. Давайте все хором и по отдельности произнесём этот звук. (Повторяем звук «Ц» несколько раз)
Воспитатель. Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку. А сначала узнаем, какой это звук, гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Воспитатель. А почему вы так думаете?
Дети. Потому, что его нельзя крикнуть и сказать тихо. При его произнесении нам мешает язык и зубы.
Воспитатель. Я вам сейчас открою один секрет про этот звук, хотите узнать, какой?
Воспитатель. Слушайте внимательно. Звук «Ц» мягким никогда не может быть. Он всегда твёрдый. А также он не имеет мягкого парного звука и всегда бывает только глухим.
Воспитатель. Ребята, а Степашка передал через Цап – Царапыча вам огромный привет и попросил вас найти в группе предметы в которых спрятался звук «Ц», давайте поищем.
(Дети находят предметы в группе со звуком «Цэ», на дне предметов прикреплена буква «Ц»)
Игра «Подбери слово к схеме».
(Воспитатель предлагает детям кубик, по которому дети подбирают картинку к показанной воспитателем на кубике схеме и определяют местоположение звука в слове)
Воспитатель. Какой согласный звук слышится в каждом слове?
Дети. «Ц»
Воспитатель. Правильно, а он мягкий или твёрдый?
Дети. Твёрдый.
Воспитатель. Правильно, твёрдый и на схеме всегда обозначается, синим квадратом.
Физминутка.
Цок, цок, цок, цок (руки на поясе)
Я лошадка –цветной бок.
Я копытцами стучу, (дети стучат ногами)
И до цирка прокачу!
Мы поскачем по дорогам (дети скачут, как лошадки)
То аллюром, то галопом.
Попасёмся на лугу (дети пальчиками щипают травку)
Отдохнём на берегу (присели)
(Дети усаживаются на подушки)
Воспитатель. Ой, ребята посмотрите, а что висит у Цап – Царапыча на груди? Дети. Буква «Цэ»
(Воспитатель снимает с рубашки кота букву, прикрепляет её к доске и читает стихотворение)
Молотком работал Цап,
Целых три часа подряд.
Сколотил из трёх дощечек,
Букву «Ц» и очень рад.
Воспитатель. Посмотрите, действительно буква «Ц» похожа на сколоченную из трёх дощечек. А на что ещё похожа буква?
(Ответы детей)
Воспитатель. Ой, ребята, Цап – Царапыч мне что – то хочет сказать. Филя попросил вас назвать слова из сказок со звуком «Ц».
Дети. Царевна – лягушка, царевна Несмеяна, златая цепь, аленький цветочек, зеркальце, сестрица Алёнушка, принцесса на горошине, бабушка Метелица, муха - цокотуха, жар – птица, Илья Муромец и т. д.
Воспитатель. Ребята, а Цап – Царапыч принёс для вас ещё и стихотворение, послушайте его внимательно и назовите слова которые встречаются в нём со звуком «Ц».
Любовалась цыплятками курица,
Что ни цыпленок, то умница!
Молодец, удалец,
Очень умный птенец.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а ведь у Цап – Царапыча недавно случилась беда. Он потерял свои любимые волшебные палочки, из которых всегда выкладывал слоги, и никак не может их найти, давайте поможем ему отыскать. Внимательно посмотрите вокруг себя, может он, когда то оставил их у нас, да забыл об этом.
(Дети ищут палочки)
Воспитатель. А знаете, кажется, я догадываюсь, где они могут быть, а посмотрите под подушками, на которых вы сидите.
(Дети находят под подушками палочки)
Воспитатель. Ой, посмотрите, как обрадовался наш гость, и он просит вас выложить из палочек слоги.
( Дети выкладывают на полу слоги: ЦА, ЦУ, ИЦ, ЕЦ)
Воспитатель. Дети, а сейчас Цап – Царапыч приглашает вас сесть за столы. Он хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слово «цветок» используя схему слова.
(Дети проходят к столам и проводят фонетический разбор слова «курица»).
Воспитатель. Молодцы, ребята, Цап – Царапыч и другие герои хотят теперь послушать, как вы умеете читать слоги, слова и предложения.
( Дети читают слоги: ац, яц, иц, цы, цу, ца; слова: заяц, отец; предложения: Мой отец работает. Он кузнец.)
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышла цапля поплясать.
Мы станцуем танец цапли,
Ац, ац, ац, ац,
На ноге стоим как цапля,
Ца, ца, ца,ца.
Воспитатель. Дети, а сейчас давайте на прощанье нашему гостю и всем героям передачи «Спокойной ночи, малыши» сделаем памятные подарки, в этих разноцветных шарах, соединим все точки одной линией и посмотрим, что же у нас получилось.
Воспитатель. Но сначала давайте разомнём пальчики. Возьмите ручку в правую руку и покрутите её большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами.
(Воспитатель приглашает детей к доске, где они на шарах, вырезанных из разноцветного картона соединяют точки одной линией, в результате получается буква «Ц»)
Воспитатель. Что ребята у вас получилась?
Дети. Буква «Ц».
(Снимаем шарики и дарим Цап - Царапычу)
Воспитатель. Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети. Герой передачи «Спокойной ночи, малыши» - Цап – Царапыч.
Воспитатель. С какой он буквой вас познакомил?
Дети. «Цэ»
Воспитатель. Какой это звук?
Дети. Согласный, твёрдый.
Воспитатель. Какой секрет вы сегодня узнали про этот звук?
Дети. Звук «Ц» всегда твёрдый, не имеет мягкого парного звука и всегда бывает только глухим.
Воспитатель. А что вам больше всего сегодня запомнилось, понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель. Дети, Цап – Царапыч благодарит вас за подарки и хвалит вас за хорошие знания!
Воспитатель. А сейчас давайте лично Цап – Царапычу подарим вот этот замечательный цветок на память и скажем ему «До свидания».
(Дарим герою цветок из бисера, сделанный предварительно с детьми и цап – Царапыч прощаясь уходит)