Марина Долгих
Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Парные согласные звуки». (методика Н. А. Зайцева)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
Тема: «Парные согласные звуки».
Педагог: Долгих Марина Анатольевна
Форма:Занятие - игра.
Тип:Закрепление пройденного материала
Дата проведения: 28 ноября, среда, 12ч. 30 мин.
Продолжительность:30 минут
Возраст детей:7-ой год жизни /3-ий год обучения/
Количество детей:12 человек
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: „Парные согласные звуки“, (методика Н, А, Зайцева)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
Цель:Создать условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса детей к родному языку.
Задачи:
Образовательные:
o Организовать деятельность детей по закреплению знаний и умений, полученных по разделу: «Согласные звуки и буквы».
o Закреплять умения определять первый звук в словах и давать ему характеристику.
o Закреплять знания о парных согласных звуках, умения различать их на слух и обозначать буквами.
Развивающие:
o Развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
o Способствовать формированию навыка самоконтроля, самооценки;
Воспитательные:
o Создавать условия для формирования чувства взаимопомощи.
o Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Методы обучения:Наглядные, словесные, практические, метод проблемного изложения.
Методическое оснащение:
1. Кубики и таблицы Н. А. Зайцева.
2. Диск с попевками (Зайцева Н. А.)
3. Предметные картинки
4. складовые картинки (Зайцева Н. А.)
5. снежинки-открытки
6. Значки (бейджики) для жеребьёвки
Этапы:
I. Вводная часть – 2 мин.
II. Речевая разминка – 6 мин.
III. Закрепление пройденного материала – 20 мин.
IV. Заключительная часть –2 мин.
Предполагаемая результативность:
Активное, добровольное желание каждого ребенка принимать участие в деятельности на занятии.
Возникновение у детей потребности расширять свои знания и умения для продуктивного участия в играх, проводимых на занятии.
Ход занятия
I. Вводная часть
(2 мин.)
Звучит веселая музыка, дети входят в зал, их встречает педагог.
Педагог:Здравствуйте, девочки и мальчики! Я рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения.
Давайте поприветствуем друг друга!
Дети (вместе):«Всем, всем, добрый день!»
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости «пришли» буквы, им стало скучно сидеть на одном месте, и они решили с нами поиграть. Вы согласны поиграть с нашими гостями?
Дети (п. о.): Да! Согласны!
Педагог:Но прежде чем начать игру, нам нужно провести речевую разминку. А поможет нам в этом наш умный компьютер (таблицы).
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Звуки точно произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
И поём - стараемся!
/Под сопровождение аудиозаписи дети поют, следят за умной указкой. Указку держат по очереди/.
II. Речевая разминка:
(6 мин.)
Педагог:Ребята, а как же мы будем играть, если гости (буквы) не знают как нас зовут?
Дети (п. о.): Надо познакомиться!
Игровое упражнение «Давайте познакомимся»
(Детям предлагается «написать» свои имена по таблице, найти на карточках или составить из кубиков)
Педагог:Молодцы, теперь буквы знают, как вас зовут.
А сейчас, чтобы играть было интересней и веселей, я предлагаю разделиться на две команды. А помогут нам в этом значки (бейджики, которые приготовили для вас наши гости-буквы.
(дети тянут жребий – сами выбирают значок - бейджики)
Педагог:Догадались, какие звуки обозначаются этими цветами.
Дети (п. о.):Да! Серым цветом обозначаются звонкие (громкие) согласные звуки, а коричневым цветом - глухие (тихие) согласные звуки.
Педагог:Молодцы! У нас получилось две команды.
Команда – «Тихие» и команда – «Громкие».
Посмотрите, а вот и наши гости. Они ждут, когда мы начнем с ними играть.
/На столе лежат кубики Н. А. Зайцева/
III. Закрепление
(20-мин)
Игровое упражнение «Классификация 1» - «Раздели кубики»:
Педагог: Команда «Громкие» «перевозит» свои (железные) кубики на стол слева. А команда «Тихие» «перевозит» на стол справа свои (деревянные) кубики.
Педагог:Молодцы, «перевезли» все кубики! Проверьте, все ли кубики правильно нашли свои места на столиках.
/Дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Делают вывод - слева оказались «железные кубики», а справа – «деревянные»/
Педагог:Дети, а вы загадки любите?
Дети (п. о.):Да!
Педагог: У меня, их много. А что нужно для того, чтобы отгадать загадку?
Дети (п. о.):Загадку нужно послушать, подумать и назвать отгадку.
Педагог:Правильно. Если отгадаете загадку – молодцы, если нет – отгадку прочитать придётся. Согласны?
Дети (п. о.):Согласны!
Игровое упражнение «Классификация 2» - «Загадки»:
Педагог: Я загадки загадаю,
Вам их надо отгадать,
Чтобы гостя нам узнать.
Букву первую отгадки
Всем на полочку подать.
(дети отгадывают загадки и выставляют парные согласные на полку, если дети затрудняются при отгадывании загадок, тогда педагог «пишет» слово-отгадку по таблице, дети читают).
Педагог:Кубики ставим так, чтобы парные (звонкие и глухие) согласные нашли друг друга.
Загадки
1. Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
(Дети ставят на полку кубик с буквой Б, проговаривая: «Слово блины начинается со звука /б/»).
2. Летом я летаю и мёд собираю
Но когда меня подразнишь – я кусаюсь.
(Пчела)
(Дети ставят на полку кубик с буквой П).
3. Ходит – бродит злой разбойник
Без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся,
Кроме дедушки ежа.
(Волк)
(Дети ставят на полку кубик с буквой В)
4. Без ветра увядает,
На ветру – расцветает.
(Флаг)
(Дети ставят на полку кубик с буквой Ф)
5. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть - но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
(Дети ставят на полку кубик с буквой Г)
6. С зайчиком мы вроде братья,
Удивляем сходством всех,
Но в отличие от брата
Не меняю пышный мех.
(Кролик)
(Дети ставят на полку кубик с буквой К)
7. Кто приходит, кто уходит,
Все её за ручку водят.
(Дверь)
(Дети ставят на полку кубик с буквой Д)
8. Она под осень увядает
И вновь весною оживает.
Иголками выходит к свету,
Растет, цветет себе все лето
Коровам без неё беда,
Она их главная еда.
(Трава)
(Дети ставят на полку кубик с буквой Т)
9. Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)
(Дети ставят на полку кубик с буквой З)
10. Под крышей четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки.
(Стол)
(Дети ставят на полку кубик с буквой С)
Педагог:А теперь давайте проверим, правильно ли мы нашли «двоюродных» братцев (парные согласные «звонкие и глухие») по нашим таблицам.
(Команды проверяют правильность выполнения задания по таблице)
Педагог:Молодцы! Команды с заданием справились! Теперь нам известны буквы, которые пришли с нами поиграть. Назовите их.
Дети (п. о.):Это парные согласные Г-К, Т- Д, З-С, Б-П, В-Ф, Ж - Ш.
Педагог:Понравилось вам играть с буквами?
Дети (п. о.):Да!
Педагог:Тогда давайте подарим каждой букве подарок. А как вы думаете, какой подарок им может понравиться?
Дети (п. о.):Буквам можно подарить слова, которые начинаются с этих букв.
/Дети называют слова для букв. Б – П., Д – Т, З – С т. д. /
Педагог:Молодцы! А я приготовила картинки для наших гостей. Ой, а где же они? Остались одни гости - буквы.
Игровое упражнение: «Буква - картинка»
Педагог:Ветер сдул картинки с места,
Помогите вернуть их на место.
/Дети подходят к столу, на котором разложены предметные картинки.
Определяют первый звук в названиях картинок и ставят их к соответствующей букве/.
Педагог: Ты нашел картинке букву - сам
Самоконтроль проверь себя скорей.
Педагог:Вы себя проверили, а теперь давайте проверим все вместе. Правильно, все у нас получилось. А теперь назовите, какие картинки подарили букве Г-К, Д-Т т. д. и объясните почему.
Дети (п. о.):Букве Г подарили картинки, которые начинаются с согласного, твердого, звонкого звука /г/ - груша, гусь, горох т. д.
Букве К подарили картинки, которые начинаются с согласного твердого, звонкого звука /к/ - крокодил, конфеты т. д.
Педагог:Молодцы, вы какие! Быстро подарки раздали.
Буквы тоже приготовили для вас подарок. Экскурсию в зоопарк.
Кто скажет, что такое зоопарк?
Дети (п. о.):Зоопарк – это место, где звери живут в клетках. За ними ухаживают люди….
Педагог:Каких животных можно встретить в зоопарке?
Лисиц, медведя, обезьян, льва, тигра т. д.
Педагог:А как нужно вести себя в зоопарке?
Дети (п. о.):В зоопарке нельзя шуметь, бегать, трогать руками животных, близко подходить к животным….
Педагог:Правильно, молодцы! В нашем «Зоопарке» тоже существуют правила. О них вы узнаете чуть позже.
Игра - экскурсия «Зоопарк»
Педагог:У каждой команды свой зоопарк. Обратите внимание на табличку у входа.
/Коричневая и серая таблички/
Педагог:Каждый участник команды получает свою карточку-метку, на которой напечатано название животного, которого вам необходимо найти в зоопарке. После того, как животное найдено, вы кладете свою карточку – метку рядом с ним и возвращаетесь на свое место.
Правило: брать в руки и переворачивать карточки (это клетки с животными, которые лежат на столе нельзя! Пока все ребята из команды не вернуться из зоопарка.
Педагог:Правила всем понятны?
Дети (п. о.):Да!
Педагог:Тогда в путь.
/Команды получают карточки – метки и отправляются искать свой зоопарк и животное/.
Педагог:Все вернулись из зоопарка? Посмотрели на животных?
Да!
Педагог:Давайте посмотрим, в каком зоопарке побывали дети из «Тихой» команды, и каких животных они там увидели.
/Дети показывают свои карточки – метки и карточку с животным, при этом проверяют, правильно ли найдено животное/.
Педагог:А теперь дети из команды «Громких» покажут, каких животных увидели они.
/Дети показывают свои карточки – метки и карточку с животным, при этом проверяют, правильно ли найдено животное/.
IV. Заключительная часть:
(2 мин.)
Педагог:Ребята, у нас все получилось?
Дети (п. о.):Да!
Педагог:А кто же сегодня молодец?
Дети (п. о.):Я! Я! Я!
Педагог:Да, сегодня все постарались. Играли весело, дружно. Я думаю, что буквам понравилось с вами играть. А вам понравилось?
Дети (п. о.):Понравилось!
Педагог:Так значит мы все молодцы?
Вы согласны?
Дети (п. о.):Да!
Педагог:Тогда давайте похвалим друг друга и себя.
Дети (п. о.):Хором: «Мы сегодня молодцы!»
Педагог:Вы подарили буквам подарки,
А буквы дарят вам - медальки!
Детям раздаются медальки – снежинки.
Педагог:Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся:
Добрые слова не лень Говорить нам каждый день
Всем знакомым на прощанье
Говорим мы: «До свиданья!»