Галина Щипунова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Буква «Л» — именинница»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках.
Упражнять в чтении слогов (ЛА,ЛУ, ЛО и т. д.).
Дифференциация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
Продолжать учить выделять в словах первый и последний звуки, составлять из них новые слова, делать схему слова.
Повторить чистоговорки, скороговорки, стихи со звуком «Л».
Упражнять в делении слов на части.
Воспитывать интерес к звучащему слову, желание заниматься.
Темочки:
Материал: картина «Буквы спрятались», карточки с буквами «А», «И», «С», «Л», «О», «У», «Ы»; картинки: лиса, курица, цыплята – для фланелеграфа, фланелеграф, карточки : лук, неваляшка, слива, косточка, белка, лимон, крокодил, лиса, кукла, телефон, ёлка, стул, барабан, зонт, гриб, петух, кошка, ножницы, арбуз, мяч; счётные палочки, панно «Поезд», конверт с буквам и «Л» («буква сломалась», карточки для составления схемы слов, 2 ёлки, игрушки: баба-Яга, Василиса-Прекрасная, Гном, Иванушка, Карлсон, Хрюша, доктор Айболит, лиса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, вы любите играть? Вот сейчас мы с вами поиграем в прятки. Только прятаться у нас будут буквы, договорились? 1, 2, 3 – искать букву ты начни! (Показываю картину «Буквы спрятались», дети отыскивают буквы, показывают и называют их. Молодцы!
Это очень хорошо, что буквы есть на свете
Их на память знать должны и взрослые и дети.
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки,
Их не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!
– Ребята, мы с вами знаем, что вся наша речь состоит из предложений, предложения из слов, а слова из букв. Буквы бывают… гласные и …согласные.
– Кто может мне назвать гласные буквы? А как вы определили, что это гласная буква?
Упражнение для губ «Художник» (дети по артикуляции губ определяют какую гласную букву я хотела сказать)
– Кто может назвать согласные буквы? Почему они так называются?
– Придумайте слово, которое начинается на любой гласный звук. (На согласный, на последний звук слова «чайник», на первый звук слова»кошка» и т. д.)
– Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный (показ картинок)
– Какой одинаковый звук слышится в названии этих всех картинок?
Упражнение «Поймай звук» (если в произнесённом слове дети услышат звук "Л",они должны хлопнуть в ладоши)
– Дети, кто может изобразить букву «Л»? (Выкладывают из палочек, пуговиц,проволоки,косточек, геометрических фигур, лепят из пластилина и т. д.)
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Входит нарядная буква «Л»
– Здравствуйте!
– А почему ты такая нарядная?
– Я сегодня именинница!
– Поздравляем тебя, буква «Л», мы как раз о тебе говорим.
– Я пришла к вам не одна, а со своими подружками. Все они в разных платьях. (Открывает конверт и плачет)
– Что случилось? Почему ты плачешь, буква «Л»?
– У-у-у рассыпались, сломались все мои подружки пока я к вам бежала.
– Не плачь! Мы с ребятами тебе поможем.
Игра «Собери букву»
(Дети по частям собирают разноцветные буквы)
На фланелеграфе выставляю курицу с цыплятами и буквы :
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки.
Цып-цып-цып, сюда,сюда, я вам буковку нашла – «Л»
Прибежал весёлый «А», прочитаем вместе – «ЛА»
Прибежал сердитый «О», прочитаем вместе – «ЛО»
Прибежал упрямый «У», прочитаем вместе – «ЛУ»
Прибежал забавный «Ы», прочитаем вместе – «ЛЫ»
Прибежал красивый «И», прочитаем вместе – «ЛИ»
– Молодцы! Справились с заданием.
– А сейчас задание будет потруднее: вот перед вами на доске 4 картинки. (Лейка, иголка,самокат, арбуз)Вам надо из первых букв этих слов составить новое слово. Какое слово у вас получилось? (Лиса)
– А вот и красавица лиса, только что-то очень грустная. Ребята, послушайте, что она хочет вам сказать:
Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
– Мы тебе, лиса, поможем. Мы из букв тебя вновь сложим. (Дети на столах из букв выкладывают слово «лиса»)
– Ещё, ребята, нам надо сделать схему этого слова. У кого уже получилось?
Обращаю внимание на ёлки.
– На одну ёлочку мы будем вешать картинки, в названии которых встречается звук «Л». А на другую – где нет этого звука. Будьте внимательны, проговаривайте все слова.
– Ну, вот ёлочки нарядные. А сейчас будем путешествовать на поезде.
Вносится панно «Весёлый поезд».
Дидактическая игра «Кто в каком вагоне едет?»
(по количеству слогов в слове дети рассаживают животных по вагонам)
– Вот видишь, буква «Л», как много знают наши дети. Раз уж подружились мы с тобой, то ради дружбы нашей – давайте вместе спляшем!
Вносятся игрушки (Баба-яга,Карлсон и т. д.) Детям предлагается придумать,кем бы они могли работать у нас в детском саду (Баба-яга-дворником,Василиса Прекрасная- воспитателем и т. д.)
Ради дружбы нашей, давайте с Вами спляшем!
Танец «Дружба»
Буква «Л» угощает детей печеньем «Азбука».