Екатерина Чебанаш
«Числа от 1 до 20». Конспект открытого занятия по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме "Числа от 1 до 20";
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить умения детей пользоваться прямым и обратным счетом в пределах 20.
• Закрепить у детей умение составлять и решать задачи на сложение, по сюжетной картине выделяя в задачи условие, вопрос, решение, ответ.
• Продолжать учить детей с помощью знаков: «<», «>», «=», делать «запись», «читать» запись при сравнение двух предметов.
• Закрепить представление о составе чисел из двух меньших чисел.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времен и месяцев года.
Развивающие:
• Развивать смекалку, зрительную память, логическое мышление, внимание, сообразительность. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять, оценивать себя.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Демонстрационный материал: иллюстрации фея Математике и колдун, цифры от 0 – 20, картина для задачи (решение задачи, рисунок замка с заданием, мольберт, иллюстрации старик – годовик и птицы, часы, огненная река,
Раздаточный материал – пропуск (с определенном количеством предметов) и цифры на партах для соотношением с количеством предметов с пропусков, наборы цифр; задания для каждого ребенка - бревнышки с заданиями (больше, меньше, ровно, изображения циферблатов часов; числовые домики, рисунки – загадки, цифры – оценки.
Предварительная работа: организация занятий по ФЭМП, настольные, дидактические и подвижные игры.
Методические приёмы:
Наглядные: использование иллюстраций, дидактического пособия.
Словесные: напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Практический: состав числовых домиков, определение времени по часам, сочинение задачи по картине, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, физминутка.
Ход занятия:
Организационный момент
- Проходите ребята. У нас сегодня гости, поздоровайтесь.
Приветствие
- Ребята, а давайте поприветствуем наших гостей.
«Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.
Собираемся в букет: по два, по пять, все вместе.
Какой красивый большой букет у нас получился.
Кому бы вы хотели его сегодня подарить?».
- Давайте его подарим нашим гостям.
Пропуск на занятие
- Для того чтобы попасть на занятие вам необходимо получить пропуск. Пропуском будет служить правильное выполненное задание. Поэтому берите по карточке, быстро посчитаете самостоятельно количество точек на ней и соотносите с цифрой, которая нарисована на карточках со стола. Посмотрите внимательно и займите свои места.
Игровая мотивация
- Как вы думайте, какое у нас сегодня занятие? (математика)
- Почему вы так решили?
- А что такое математика? (наука, которая изучает числа, количество и пространственные формы). Математика — это наука, которая изучает числа, количественные отношения и пространственные формы.
- Да, ребята математика везде, и даже в сказках. А в названия, каких сказок присутствует числа? (Три медведя, Волк и семеро козлят, Два жадных медвежонка, Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Цветик – семицветик, Двенадцать месяцев). Давайте мы с вами придумаем нашу математическую сказку. Хотите?
В одной далекой сказочной стране жила – была Фея Математики. Но вот беда попала она в плен к злому колдуну. Все загрустили: и звери, и птицы, и люди. Надо нам найти и освободить ее. Если вы согласны, отправляемся в путь - дорогу дальнюю, через дремучий лес. А чтобы не скучно было давайте представлять что лес – это наши числа.
1Блиц – опрос
- Вспомните порядковый счет от от 1 до 20 и обратно 20 до 1.
- Назовите числа по порядку от 15 до 8.
- Какие у числа 3 «соседи» справа?
-Какие у числа 16 «соседи» слева?
- Какое число стоит перед числом 14?
-Какое число следует за числом 8?
-Какое число находиться между числами 5 и 7, 18 и 20?
Четные – нечетные числа
- Как можно обозначить число 1,3,5,7,9? (цифрой 1,3,5,7,9) Раскладывайте цифру 1,3,5,7,9 Найдите цифру 1 и положите перед собой на парте.
- Как называются эти числа? (нечетные) Почему? (потому что у них нет пары)
- Вова сосчитай детей парами, а ты Коля выставляй цифры и прочитай числа. (2,4,6,8,10)
- Какие эти числа? (четные) Почему четные? (потому что у них есть пары) Раскладывайте четные числа в ряд.
Однозначные – двухзначные
- Ребята, посмотрите, цифры заблудились, давайте расставим их по порядку от 1 до 9 и от 10 до 21 (На доске цифры в беспорядке, ребенок работает у доски).
-Какие эти числа? (однозначные).
-Почему эти числа однозначные? (потому что состоят из одного числа)
- Прочитай числа от 10 по 21.
-А эти числа, какие? (двухзначные)
- Почему эти числа двухзначные? (потому что состоят из 2-х цифр)
- А как образуется двухзначное число, например 15?
- Сколько будет 1 десяток + 5 единиц
1 десяток + 9 единиц
2 десятка + 0 единиц.
2Задача
- Вот и закончился лес. Но смотрите, здесь что - то произошло – на лесной опушке заколдованные бабочки. Надо бы им помочь, необходимо составить задачу по картине. Вспоминаем, из каких частей состоит задача.
- В какой части задачи говориться о том, что мы знаем?
- Какая еще есть часть задачи?
- Что еще не хватает, чтобы получилось задача?
- Кто ответит на вопрос задачи?
- Вот и освободили вы бабочек. Взлетели они, радостные, благодарные вам.
Физминутка
- А теперь тихо! Мы подойдем к замку Колдуна. Сейчас он спит, пока он отдыхает, давайте и мы разомнемся.
- Сколько единиц содержится в числе 3? (столько раз разведите руки в стороны)
- Сколько полуприседаний вы сделаете, если я назову число 2?
- Сколько раз вы поднимите руки вверх, если я назову число 4?
- Повтори хлопки и топки за мной.
3Решение примеров на сложение.
- Ребята, колдун в любую минуту может проснуться, выглянуть в окно и увидеть нас. Тогда он может и нас заколдовать: окунуть паутиной или облаком лени. Давайте скорее закроем окна на нижнем этаже в замке. Секрет: в нижнем окне надо поставить такую цифру, чтобы она в сумме с числом второго этажа дала число, написанное на башенке. (5,3,5,4,3)
7 9 10 8 6
2 6 5 4 3
-O- -O- ?
4Больше - меньше
- Закрыли все окошки! Все на месте? А теперь тихо, чтобы Колдун не услышал, идем дальше. Ой, смотрите! Впереди огненная река. А через нее Колдун построил мост. Но очень хитрый – невидимый. Давайте сами построим мост. Берите по одной дощечки на них задание - сравните количество предметов и вставтье нужный знак. (После выполнения заданий) Ребята «читают» получившуюся запись. А теперь давайте построим мостик.
5Времена года, месяца, неделя, сутки
- Перейти - то мы перешли! Только что же вы так шумели? Проснулся Колдун! Ох! Чувствую лень – это он облака лени напустил на нас, чтобы мы забыли про добрую фею Математику, не стали ее искать.
Надо быстрее освободиться от противной лени, а поможет нам в это заклятый враг Колдуна Старик – годовик. Для этого вам нужно послушать разгадать сказку - загадку.
Рассказ-загадка «Старик-годовик»
«Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и выпускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно».
- Старик – годовик сколько раз махнул рукавом? (4)
- А почему птицы разного цвета?
-А как вы думайте, почему 4 раза махнул рукавом, что означают эти 4 взмаха? (времена года)
- Назовите времена года.
-И каждый раз, по сколько птиц выпускал? (по 3)
- А почему по 3? (потому что у каждого времени года есть по 3 месяца)
- Назовите осенние месяца, весенние…
- Почему по четыре крыла у каждой птицы? (потому что в каждом месяце по 4 недели)
- Семь перьев в каждом крыле, почему? (дни недели)
- Назовите дни недели.
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная? (части суток день и ночь)
- А какие еще части суток вы знаете?
6Часы - время
- А сколько часов в сутках? (24)
- Какой прибор показывает время?
- А вы умеете определять время по часам?
- Посмотрите, сколько времени показывают часы.
- Расставляйте на часах минутную и часовую стрелку, чтобы они показывали: 3:00, 5:00, 10:00, 6:00
7Углы
- Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов: в 3 часа - прямой, в 5 часов -тупой, в 10 часов - острый).
- Вот и улетели все облака лени.
8Числовые домики
- А перед нами числовые домики. И нам надо построить дом для феи Математике чтоб ей было где жить. Согласны? Для этого надо составить числовой домик из двух меньших. Работать будем парами. Вот и чудно вы все испытания выполнили, и фея Математики может поселиться в любом доме.
- Закройте глаза. Чувствуете, как добрая фея Математика гладит вас по головкам в знак благодарности?
- Фея Математики благодарит вас за помощь и поздравляет вас с окончанием долгой, но интересной работы – ведь впереди лето, надо отдохнуть, набираться сил, чтобы осеню, пошли в школу в настоящий первый класс! И дарит вам подарки.
Итог
- Ребята, а наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?
- Какие задания вам показались самыми трудными?
- С каким заданием вы легко справилась?
- Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У вас есть оценка 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку. Вова, почему ты оценил себя на 4? Молодец, ты поступил честно. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.
- Вы, друзья мои, старались, все прилежно занимались. Хочу вас поблагодарить, И рисунки - загадки вам всем вручить. Спасибо!