Милана Шамхалова
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Математическое путешествие со сказочными героями»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЭМП
«Математическое путешествие со сказочными героями»
в старшей группе
Цели: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников, обобщить и систематизировать знания детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Математическое путешествие со сказочными героями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в количественном счете в прямом и обратном порядке;
закреплять представления о геометрических фигурах и днях неделях;
формировать умение решать примеры и сравнивать предметы;
закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в пространстве
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике;
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю;
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;
воспитывать у детей наблюдательность.
Развивающие:
развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;
развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно
развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать инициативу и самостоятельность через свободный выбор материалов;
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств, физкультминутка.
Ход занятия
Дети проходят в центр группы и становятся в круг.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними?
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Молодцы, дети. А давайте и гостям тоже подарим наши улыбки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Пусть и у них будет хорошее, солнечное настроение.
Дети улыбаются гостям и дуют на свои ладошки.
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга. Встаем в круг, возьмите друг друга за руки и повторяем:
Мы сейчас пойдём направо, раз, два, три.
А теперь пойдём налево, раз, два, три.
В центре круга соберёмся, раз, два, три.
И на место все вернёмся, раз, два, три.
Поздороваемся друг с другом, улыбнёмся, подмигнём,
Заниматься мы начнём.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно? Дети отвечают. Воспитатель читает письмо детям:
«В сказочном мире, в одном из сказочных царств, в великой стране Математических наук жил-был царь Великий Математик. Была у него дочь, звали её Арифметика. Была вовсе неплоха она, но только маленькая и капризная время от времени.
И вот однажды маленькая царская дочь была в плохом настроении, обидела она цифры и другие математические знаки, назвав их «ненужными». Цифры и знаки очень огорчились и пропали. И тут началась такая неразбериха в стране Математических наук. В обычной стране без них никак, а что же говорить о математической стране!
Где их только не искали, всё бесполезно. Одна надежда нас, ребята. Ведь вы весь год хорошо занимались на занятиях, многое уже знаете.
Просим у вас помощи, ребята, в поиске цифр и математических знаков, без них всем очень плохо».
Воспитатель: Дети, хотите помочь всему сказочному миру?
Дети отвечают.
Проблемная ситуация «Построй Летучий корабль» (Станция 1)
Воспитатель: А скажите мне, правильно ли поступила царская дочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Хоть и не правильно поступила девочка, но мы с вами всё равно ей поможем. Давайте отправимся в путешествие. А давайте с вами представим, что мы – детективы и впереди нас ждут приключения, и пропавшие цифры.
На каждом шагу нас будут ждать задания, решив их, мы найдем все цифры и математические знаки. Но отправимся мы в путь по сказочному миру на летучем корабле. Посмотрите на экран. Из чего же он построен? (на экране изображены все изученные детьми геометрические фигуры).
Ответы детей.
Воспитатель: Ибрагим, давай посчитаем, сколько геометрических фигур?
Ответ ребенка.
Воспитатель: А теперь посмотрите на стол перед собой. Надо выложить точно такую же картинку из геометрических фигур. Возьмите по одной геометрической фигуре и сделаем такой же летучий корабль.
Дети выполняют это задание.
Воспитатель: Молодцы! Но чтобы наш корабль полетел, нам нужно ответить на вопросы, которые находятся на облаках. Витя, найди облако с цифрой 1.
Вопрос: Сколько дней в неделе?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Ибрагим, найди мне облако под номером 2.
Вопрос: Какое время года за окном?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Алима, найди облако под номером 3.
Вопрос: Нужно решить задачку
Шесть весёлых поросят,
У корытца в ряд стоят,
Тут один улёгся спать –
Поросят осталось …?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Магомед, следующее облако под каким номером должно быть?
Вопрос: Сколько огоньков у светофора?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Алима, дай оставшиеся облако.
Вопрос: Давайте назовем дни недели?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь садимся в наш корабль и отправляемся в путь.
Дети садятся на рядом стоящие стульчики, импровизированный корабль.
Игра «Помоги сравнить» (Станция 2)
Воспитатель: Чудесно, детки! Теперь можно отправиться в путь. Закрываем глазки и представляем, что мы парим в воздухе над лесом и попадаем в волшебную страну, где проживает много сказочных героев … Глазки открываем. Мы с вами приземляемся на лесную опушку, где живет Печка не простая, а волшебная. Посмотрите на экран.
Дети смотрят на картинку на экране, где изображена сказочная Печка.
Печка: Здравствуйте, маленькие детективы! Приятно с вами познакомиться! Мне нужна ваша помощь – помогите найти все предметы на моей полянке и сравнить их количество.
Воспитатель: Готовы? Посмотрите внимательно на картинку, нам нужно найти предметы и правильно сосчитать их количество. Я называю предметы, которые нужно сосчитать и сравнить их количество. После выходим по очереди и записываем выражение.
Дети выходят к доске и записывают выражения, заодно, проверяют друг друга в правильном решении выражений. Если ответ и равенство правильные, то другой ребенок ставит плюс, если есть ошибки – минус.
Воспитатель: Например, посчитайте
количество груш и яблок и сравните их количество, Алима запишет выражение, а Магомед проверит;
а каково количество облаков и брёвен моста? Хасан, запиши, пожалуйста, пример.
Воспитатель читает обращение Печки к детям: «Ура! Вы помогли мне навести порядок на полянке.
Ну а теперь вам нужно лететь вперед, на самую окраину леса, где живет Бабушка Яга. Она вам поможет найти оставшиеся математические знаки и значения. Удачи вам, детективы!
Игра «Найди адрес» (Станция 3, работа в парах).
Воспитатель: Отправляемся дальше, закрываем глазки. Взлетаем в воздух высоко-высоко и направляемся на самую окраину леса. Посмотрите, кто там весело бежит по тропинке? Даже загадка есть об этом сказочном герое. Послушайте:
На тарелочке лежал,
Как остыл, он убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою – лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный …
(Колобок)
Воспитатель включает изображение Колобка на экране.
Воспитатель: Верно, это Колобок.
«Здравствуйте, дети! Скажу, не скажу, но смогу показать. Вам нужно будет решить одну задачку. Если правильно решите, узнаете адрес Бабушки Яги. Но для этого вам нужно сесть за столы».
Перед детьми лежит игровое поле «Найди сказочных персонажей по адресу». Они должны разложить сказочных персонажей так, чтобы они не повторялись в каждой строчке (на примере головоломки «Судоку»). Ниже они заполняют таблицу с адресами персонажей. Дети работают в парах. Воспитатель с детьми разбирает элементы в таблице и объясняет правила игры, заодно задает вопросы детям по ходу выполнения задания.
Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли вы решили эту детективную головоломку? Скажи, кого ты поселила по адресу А2? Ответ ребёнка.
Воспитатель: а кого ты поселил по адресу Б1? Ответ ребенка.
Воспитатель:, а кто живет у тебя на В3? Ответ ребенка.
Воспитатель: а кто у тебя поселился на Г4? Ответ ребенка.
Воспитатель показывает следующий слайд с изображением Колобка и его обращением к дошкольникам:
«Какие же вы молодцы! И здесь нашли правильные ответы! Настоящие детективы! Нашли вы правильный адрес Бабушки Яги! У нее вы цифры и ищите, но прежде всего, отдохните! Проведем физкультминутку про Бабу Ягу».
Проводится Музыкальная физкультминутка.
Воспитатель включает музыкальную физкультминутку, и дети её повторяют.
Воспитатель: Отдохнули, дети?
Ответы детей.
Станция Финишная
Воспитатель показывает следующий слайд с посланием от Бабы Яги:
«Здравствуйте, ребятишки-детишки! Вот вам от меня задание, оно последнее в вашем путешествии. А задачка такая: есть у меня ступы и метелки. Да вот только в кладовой они перепутались из-за той истории с царской дочкой, которая обидела цифры. Помогите мне их расставить по возрастанию. Если правильно расставите, то найдете цифры. Удачи вам, юные детективы!».
Воспитатель: Поможем Бабушке Яге?
Ответы детей.
На столе лежат картинки со ступами разного размера.
Воспитатель: Давайте их расставим в порядке возрастания. С какой начнем?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, от самой маленькой до самой большой. Только по очереди. найди самую маленькую… Витя, какая будет следующая ступа? Дима, какую ты поставишь следующей? Маша, а ты бери другую. … Мальчики, переворачиваем картинки и смотрим, в какой последовательности. Назовите цифры.
Воспитатель: А скажите мне, сколько нужно взять еще ступ, чтобы их получилось 10?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте назовем порядок цифр в обратном направлении?
Дети называют обратный числовой порядок от 10 до 0.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями и помогли жителям Математической страны. Скажите, детективы, куда мы сегодня путешествовали? А для чего? Какое задание больше всего понравилось каждому из вас -O- А какое задание труднее было?
Ответы детей.
Воспитатель: В благодарность за успешные поиски вы награждаетесь удостоверениями настоящих детективов (воспитатель вручает детям их удостоверения)
Воспитатель: А теперь давайте вернемся в наш сад.