Наталия Комолых
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей комбинированной группе «Берёзка — символ красоты России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей комбинированной группе №1
Тема: «Берёзка – символ красоты России»
Подготовил воспитатель Комолых Н. М.
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, её полезных свойствах, приобщение к прекрасному.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей комбинированной группе „Берёзка — символ красоты России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском творчестве.
Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки -как символ красоты, символ Родины.
Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать сообразительность, память, внимание, интерес к родной природе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родине и бережное отношение к природе.
Словарная работа: роща, береста, чечевички, туесок, ушат, древесный гриб – чага.
Материалы и оборудование: телевизор, видеозапись, береза-деревце,, изделия из бересты :березовые почки, березовый веник, чага, березовый сок, ушат; сигнальные карточки (жёлтый, зеленый цвет).
Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы; наблюдение в природе за березой, знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о берёзе, песни и хоровода «Во поле береза стояла», рисование «Сказочная берёзка».
Ход занятия:
Приветствие.
Звучит тихая музыка, на экране телевизора выступление Ансамбля «Берёзка» (хоровод «Берёзка»)
Вводная часть:
Воспитатель: Дети, вы слышите, какая красивая музыка звучит. Вам знакома эта мелодия?
Как называется эта песня?
Ответы детей (Во поле березка стояла) молодцы вспомнили.
Предлагаю посмотреть хоровод девушек под эту песню.
Дети смотрят
В: красиво танцуют? Вам понравилось? Это творческий коллектив называется
Государственный Академический хореографический ансамбль «Березка».
О каком дереве рассказывается в этом танце?
ОД : О берёзе
Воспитатель: Правильно.
Ребята вспомните, из каких частей состоит дерево.
Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Береза какая?
ОД: (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
В: всё правильно. У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. За свою красоту и полезные свойства береза стала символом России. А как вы думаете, можно назвать берёзку символом красоты? Почему? Давайте разбираться.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о Берёзке, как она стала такой красавицей. (с использованием тряпичных кукол)
Сказка о березке.
Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла. Стояла она одна-одиношенька. Наступила Осень, облетели с березки все листочки, и загрустила березка, заплакала. : «стою одна я некрасивая, ни кто меня не любит. Вон Природа Матушка рябине алые бусы осенью дарит, а калине красные серьги, а у меня даже подруг в чистом поле нет»
Услышала Природа Матушка, как печалится берёзка и отправила к ней своих дочерей, четырёх сестё р : Зиму, Весну, Лето и Осень. Встретились сестры с берёзкой.
«Здравствуй березка, не печалься, отправила нас к тебе наша Матушка Природа, и велела так тебя нарядить, чтобы люди тобой, твоей красотой, весь год любовались»
Год Зимой начинается, вот и вызвалась Зима первой берёзку украшать : «Будешь ты стоять Зимой вся в инее и сверкать на солнце словно вся в драгоценных камнях- так что глаз людям невозможно будет отвести от тебя.
(Ой ребята Зимой мерзнем погреем ушко и нос.)
За Зимой Весна стала одаривать берёзку : «Весной будут прилетать первые птицы и будут вить гнёзда на твоих ветвях. А ещё Весной будешь ты стоять вся в серёжках, а когда ветер будет с ними играть -разлетятся они вокруг тебя и вырастут они твоими подружками,а ещё будешь поить всех своим соком, и будут все люди дивиться твоей красотой.
Тут и Лето для берёзки не поскупилось : «Будешь ты летом стоять вся в зелёных листочках словно в изумрудах, в твоей тени люди отдыхать от летнего зноя будут, да твоими гибкими красивыми веточками себя украшать и здоровье своё сохранять»
Осень последняя была: «а я-говорит-украшу тебя такими листочками, что будешь ты вся словно в золоте стоять, и будут о твоей красоте поэты стихи писать а художники картины.»
Обрадовалась Берёзка, поблагодарила сестёр и стала расти и радовать своей красотой людей. С тех пор много на Руси берёзок выросло, и в наши дни считают Берёзу самым красивым деревом- Символом красоты России.
Воспитатель:
О берёзке не только словом можно рассказывать, но и передавать её красоту в рисунке.
Предлагаю всем отправиться в художественную галерею, посмотреть как художники изобразили в своих работах нашу красавицу.
Физминутка : поедем на велосипедах.
Ну ка дружно мы пойдём, к велосипедам подойдём.
(Ходьба на месте)
Качу лечу во весь опор
(вращение руками перед собой)
Я сам шофер и сам мотор
(приседание с поворотом)
Нажимаю на педаль
(высокое поднятие колена с хлопком под ним)
И машина едет в даль
ходьба на месте.
Воспитатель:
Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах. Проходите в демонстрационный зал, я вам покажу эти картины (репродукции И. И. Левитана, А. К. Саврасова)
Воспитатель: первая картина, которую мы рассмотри называется «Зимний пейзаж». Написал её известный русский художник живописец Алексей Кондратьевича Саврасов.
Какое время года изображено на картине?
ОД: правильно, это Зима.
В как вы догадались, какие приметы вам подсказали?
Казалось бы, стужа, мороз, даже ветер застыл и не движется- дым над домами столбом стоит, но….видно, что в каждом доме топится печь и людям уютно дома.
Но даже в такую погоду хочется выйти на улицу.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать на лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кабылку бурую запречь?
Берёзки стоят словно серебристым лебяжьем пухом облеплены.
исполнила своё обещание Зимушка. ?
Следующая картина этого же художника «Грачи прилетели». Какое время года на ней изображено?
ОД: Весна правильно
По каким приметам вы догадались?
Воспитатель: Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель.
Да только весной, в начале марта, в средней полосе России льется с небес такой чистый лазоревый свет, на березах ещё не набухли почки, но они уже насыщены живительным соком. В кронах берез вьют гнёзда, селятся птицы. Жизнь пробуждается.
Исполнила свои обещания Весна? Сделала берёзку красивой?
Переходим к другой картине и уже другого художника Исаака Ильича Левитана
«Берёзовая роща»
Роща — небольшой лиственный лес, обособленный от основного лесного массива. Деревья, как правило,одинаковые, одного возраста. Например, берёзовая, осиновая, дубовая.
В какое время года изобразил художник березовую рощу? Почему так думаете?
Присмотритесь, будто движутся тени по светлой траве,а в вверху, над стволами берёз, листва нависла зелёным шатром
Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту всей нашей необъятной Родины.
Лето тоже принарядила берёзку.
Воспитатель: эту картину тоже написал Исаак Ильич Левитан.
Какое время года изображено? Картина называется «Золотая осень»
Почему художник так назвал свою картину?
Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве. Словно золотом осыпаны тоненькие берёзки. Смотришь на такую красоту и не можешь оторваться.
Воспитатель:
В разное время года мы увидели березу на полотнах художников и в каждом она красива по-своему.
Вот какое замечательное, красивое дерево!
Испокон веков березу почитали на Руси. Про нее много сложено стихов и песен. А вы знаете стихи или песни?
ОД (ответы)стихи, песня Саши.
Воспитатель:
ребята открою Вам маленький секрет: у каждого дерева есть своя кладовая
в которой хранятся все богатства дерева.
Вот и у нашей берёзке что-то припрятано в кладовой. Давайте заглянем в неё.
В: выдвигает ящик с различными изделиями из бересты, берёзовая продукция.
- Вспомните, что покрывает стволы деревьев? (кора)
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)
- Как называется кора березы? (береста)
Беседа с демонстрацией материалов
- Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
С давних времен бересту использовали для изготовления изделий.
Из бересты изготовляли лапти, кружки, туеса. В таких туесках хранили ягоды калины, которые собирали осенью. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.
Заготавливают бересту в конце мая-начале июня. В это время года она легко снимается, имеет красивый золотистый оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая вырубка.
- Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на бересте?
Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)
В старину в народе говорили о березе «как о дереве об четырех делах» :
первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещали);
второе дело – как утешать (давала деготь, чтобы колеса у телег
смазывать);
третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев);
четвертое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и метлами обеспечивала санитарию и
чистоту).
А еще березка – дерево лекарь.
Отвары из березовых почек заживляют раны.
Березовыми веничками лечат хвори в бани.
А ещё на стволе берёзы растёт древесный гриб-ЧАГА.
Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая.
Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, но, когда добываешь березовый сок, делаешь дырочку, ее надо обязательно замазать, чтобы беречь березу.
Воспитатель: Сегодня вы многое узнали о русской красавице - берёзе, вы теперь согласитесь со мной, что Берёза символ красоты России. я вам предлагаю поиграть. Возьмите каждый по одному листочку, с одной стороны он зелёный, а с другой- желтый.
Д/игра «Так или не так?»
Детям раздаются сигнальные листочки, если они согласны с высказыванием, поднимают зеленый, если нет – желтый листочек.
У березы лекарственные почки.
Береза – это трава.
Чага – это гриб.
Зимой береза спит.
Березовый сок полезен.
Береза колючее дерево.
Береза – красивое дерево
Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня вы многое узнали о русской красавице - берёзе, вы теперь согласитесь со мной, что Берёза- самое красивое дерево Россиии, поэтому его можно назвать символом красоты России.
В: Береза – щедрое и доброе дерево, его еще называют деревом счастья. Вы поняли, почему береза-символ Красоты? Ответы детей. Скоро наступит зима, а затем весна, когда вы можете помочь своим родителям посадить молодую березку или другое дерево.
Украшение берёзы
В:давайте вспомним, как в давние времена называлась наша страна (Русь) так вот
Раньше на Руси в березовых рощах люди отмечали обрядовые праздники. В праздники березку наряжали как невесту, украшали лентами и бусами. Давайте порадуем нашу березку и тоже ее украсим бусами. (Дети садятся за столы и нанизывают бусинки на проволоку)
Украшение березки. Хоровод «Во поле березка стояла».