Екатерина Старкова
Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в страну эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект открытого мероприятия»
Тема:
«Путешествие в Волшебную страну эмоций»
Педагог-психолог
Старкова Е. В.
п. Саракташ
Сценарий группового занятия с приложениями (раздаточный, стимульный материал и т. п.).
направленное на формирование эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы
Публикация «Конспект открытого занятия педагога-психолога „Путешествие в страну эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Цель группового занятия: развитие эмоционального интеллекта EQ у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогатить эмоциональный словарь;
- закрепить знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении;
- учить анализировать свое эмоциональное состояние;
- учить понимать свое настроение и настроение друг друга, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения;
2. Развивающие:
- развивать социальную чуткость;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать произвольность и самоконтроль;
- развивать активное внимание, воображение, память;
- расширять пассивный и активный словарь.
3. Воспитательные:
- создать положительный эмоциональный настрой на совместную работу;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона;
- воспитывать чувство взаимопомощи, инициативности, уверенности.
Используемые методы и приемы:
1. Приемы пространственной организации:
- сидя за столами;
- стоя в кругу.
2. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)
- использование познавательных игр;
- релаксация;
- поощрение, похвала.
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение;
- беседа;
- рассказ;
- показ отрывка из мультфильма;
- презентация.
Оборудование:
1. Большие пиктограммы следующих эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление;
2. Сюжетные картинки с изображениями радостных, грустных, злых, испуганных, удивленных детей на экране;
3. Дерево, вырезанные цветы разного цвета.
4. Воздушные шарики;
5. Письмо от Феи Эмоций;
6. Волшебная карта;
7. Мягкие модули для строительства корабля.
Ход образовательной деятельности:
Этап Методы и
приемы Содержание Действия и ответы детей
1. Вводная часть Упражнение «Давайте поздороваемся с другом»; Эмоциональный настрой Психолог совместно с детьми заходит в зал.
- Здравствуйте ребята! Как дела у вас? Сегодня необычное занятие и приветствие у нас будет таким же! Давайте поздороваемся различными частями тела: носиками, ладошками, локтями, коленками, спинками! Дети и психолог становятся в круг и выполняют упражнение.
Введение в тему (создание проблемной ситуации).
Беседа «Что такое эмоции?»
Презентация Эмоции людей;
Сюрпризный момент «Письмо от Феи Эмоций»;
- Ребята, а давайте я угадаю ваше настроение?
- А какое еще бывает настроение?
-Как мы можем узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?
- Да наше лицо меняется в зависимости от настроения!
- проявления разного настроения называются – Эмоции, повторим.
Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? О чем будем говорить?
- Вы слышали? Какой-то звук? Наверно это мне на электронную почту пришло письмо!
(на экране появляется письмо). Давайте узнаем от кого оно! (Волшебный голос читает).
«Здравствуйте ребята! Я фея Эмоций, всегда с удовольствием наблюдаю за вами и вижу, как вы ярко и открыто проявляете свои чувства и эмоции. Если радость, то от всей души, если горе, то самое настоящее. Для меня это так приятно! Я хочу пригласить вас в путешествие в мою волшебную страну Эмоций! Буду рада вас видеть у себя. Приятного путешествия! Ваша фея Эмоций»
- Да, веселое, радостное.
- по выражению лица
- о настроении, эмоциях.
-дети внимательно слушают.
Мотивация деятельности детей «Карта схема строительства корабля» Страна Эмоций находится за семью морями!
- На каком транспорте можно туда добраться? - Точно! На корабле! Смотрите Фея даже оставила нам подсказку, схему постройки корабля!
- Корабль мы будем строить из модулей! На полу расклеены фигуры разного цвета и формы. Мы возьмем их и расставим в соответствии со схемой и у нас получится волшебный корабль, на котором мы поплывем в страну Эмоций.
- Готовы? Тогда приступаем! (звучит музыка)
- Какой волшебный корабль у нас получился!
- Занимаем места! (слайд – море, волны)
Посмотрите какое прекрасное море! Послушаем шум волн и крики чаек. Смотрим в бинокль. Впереди виднеется остров! (слайд).
- Мы приплыли к берегу, выйдем, осмотримся! Ответы детей.
2. Основная часть
Беседа;
Игра «Назови одним словом»
Игра «Гусеница ловит свой хвост»
Показ отрывка из мультфильма;
Ребус-игра «Составь слово по первым буквам картинок»
Упражнение «Зеркало»
Упражнение «Избавление от гнева»
«Поляна Радости»
- Вот мы и прибыли в волшебную страну! Какая красивая полянка! Интересно кто тут живет? (слайд Веселая гусеница).
- мы посмотрели на гусеницу и сразу догадались, что она?
Она очень рада видеть нас и хочет показать, что находится на ее поляне Радости, а мы назовем одним словом то что увидим. (слайды)
- а теперь давайте превратимся в большую гусеницу и поиграем!
- Ребята, какие эмоции вы испытывали, когда были «большой гусеницей»?
- и мы ребята видим эмоцию! (карточка «Веселый смайлик» на доску)
- Продолжаем путешествие!
«Озеро грусти» (слайд)
- ребята, смотрите! Что это?
- Да, это озеро, но почему здесь так тихо и темно?
- Вы узнали кто это? Какое у него настроение?
- Водяной живет на озере совсем один, а он так любит придумывать ребусы, а разгадывать их некому…
- Разгадаем его ребусы? Поднимем ему настроение!
- Ура! Мы решили ребусы Водяного и у него сразу улучшилось настроение! (слайд)
- А какое настроение было у Водяного, когда мы его встретили?
- и мы снова видим эмоцию! (карточка «Грустный смайлик» на доску).
- А нам пора дальше…
«Гора Злости» (слайд)
- Мы добрались до горы. Какая она?
На ней живет Гнев, и он постоянно злится, рычит и всех обижает!
- Как можно узнать разгневанного или злого человека?
Посмотрите в зеркало и попробуйте изобразить разгневанного или злого человека.
- Как вы думаете, нужно ли злиться на других людей? На друзей?
- Давайте поможем ему и попробуем научить Гневу справляться со своими эмоциями!
Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют делать это, не причиняя никому вреда. Сейчас мы вместе с Гневом научимся сердиться, и никого при этом не обижать.
Давайте представим, что шарики – это ваше тело, а воздух внутри них – это ваш гнев и злость. Пока шарики лежали возле зеркала они наполнились гневом, возьмем их и будем держать так, чтобы они не сдувались.
- Как вы думаете, что случится с шариком если его сейчас выпустить из рук?
Отпустите шарик и проследите за ним.
-Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать воздух из него маленькими порциями.
- что теперь происходит с шариком?
А что происходит с гневом внутри шарика?
-Можно им управлять?
Еще гнев можно пропустить через ноги. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давайте сильно-сильно потопаем!
-Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили. С какой эмоцией мы повстречались на горе?
мы опять видим эмоцию! (карточка «Злой смайлик» на доску).
- Что же еще ждет нас впереди?
Ответы детей.
-радостная, веселая!
Ответы детей.
Ответы детей.
Самостоятельная деятельность детей за столами с картинками и буквами.
- темная, злая, страшная.
Ответы детей.
Дети выполняют задание.
Ответы детей.
Он улетит.
Дети отпускают шарик, и он быстро перемещается из стороны в сторону.
Дети выполняют задание.
Он сдувается медленно, спокойно.
Да!
Дети выполняют задание.
Да!
3. Заключительная часть
Совместная деятельность «Оживляем дерево»
«Дерево настроений»
- Ребята, посмотрите, перед нами дерево! Но с ним что-то не так?
Какое сейчас время года? А что происходит с деревьями весной?
- Давайте украсим дерево цветами нашего настроения! Ведь во время путешествия мы испытывали разные эмоции и настроения, а каждое настроение имеет свой цвет, например, радость – это желтый, оранжевый, розовый, гнев красный цвет, спокойствие – это зеленый, голубой, грусть, печаль- фиолетовый, темно-синий, черный. Выберите цветок, подходящий по цвету вашему настроению и нарисуйте на нем свою эмоцию.
весна!
Деревья цветут!
Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия
Похвала
Сюрпризный момент «Радуга из атласных лент» - Понравилось ли вам путешествие?
- Какие чувства вы сегодня испытали?
- А как это можно выразить одним словом?
- Что тебе запомнилось в Стране Эмоций?
- Что было сложным?
- Молодцы ребята! Вы были сегодня такими внимательными, сообразительными и умными! Мне тоже наше путешествие очень понравилось. Но нам пора возвращаться в детский сад…
- Что это такое ребята?
-Давайте пройдем через радугу! И мы окажемся в детском саду! (Слайд фото нашего детского сада).
- До свидания ребята!
Ответы детей.
Радуга!
Волшебные ворота!
Приложение
Карта схема для постройки корабля из мягких модулей
Цель:
Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Игра «Прочитай по первым буквам».
Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Помогает решать следующие задачи:
- Упражнять выделять первый звук в слове, дифференциации гласных, согласных звуков.
- Учить подбирать звук к букве.
- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- Развивать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Для дошкольников интересная, увлекательная тем, что он угадывает и видит результат своего труда. По мере усвоения игры ребенок уже сам самостоятельно определяет слова из четырех, пяти букв.
Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.
Карточки для игры
ЛЕС
РАК
ЖУК
СОК
Дидактическая игра «Назови одним словом»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение обобщать, развитие мыслительных процессов. Задачи: - развивать мышление; -сообразительности; -формирование умения классифицировать предметы; -расширение кругозора; -пополнение словарного запаса; Ход игры: «Показать ребенку карточки, где будут появляться картинки по очереди, попросить ребенка назвать что изображено на картинках, затем попросить ребенка как можно назвать одним словом то что изображено на картинках, что у них есть общее?»
Картинки для игры «Назови одним словом»
Игра «Гусеница ловит свой хвост»
Цель: развитие коммуникативных навыков, произвольности.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова гусеницы, а, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — гусеница ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если гусеница не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы гусеницы назначается другой ребенок.
Шаблон цветов для выражения своих эмоций